Великие шрифты. Futura

Впервые опубликовано в книге «Великие Шрифты. Истоки» в 2006 г.

Шрифт Futura — одно из самых ярких и типичных порождений своего времени. Вдохновленные голландским движением De Stijl, русским конструктивизмом и школой дизайна Bauhaus в Германии с ее девизом «форма определяется функцией», европейские дизайнеры на всем протяжении 1920-х годов эксплуатировали элементарные геометрические формы, такие, как квадрат, треугольник, круг. Шрифт, отвечавший запросам современности, виделся в то время как легко читаемый и до предела функциональный. Предполагалось, что он не должен иметь индивидуальных особенностей, «искажений и украшений». Почти единодушно считалось, что конструировать литеры следует, исходя из «функциональных оптических форм», и что эти формы должны быть подобны формам новейших инженерных сооружений, автомобилей и самолетов.

В 1924 году немецкий издатель Якоб Хегнер (Jakob Hegner) заказал художнику Паулю Реннеру (Paul Renner) будущую Футуру, которая была задумана как «шрифт будущего». В том же году Реннер создал первые эскизы. Но первые версии Футуры нельзя назвать особо удачными. Многие буквы, особенно строчные, состояли из простых геометрических элементов и имели неестественный вид, поэтому этот шрифт было трудно читать. Доведенный до абсурда подход «конструкция шрифта с помощью только циркуля и линейки» себя не оправдал.

К моменту первого выхода Футуры на шрифтовой рынок в 1927 году Реннер в сотрудничестве со шрифтовым бюро франкфуртской фирмы Bauersche Schriftgießerei (Bauer) создал альтернативные варианты спорных букв, гораздо более похожие на те, которые мы видим сейчас. После этого Футура в значительно переработанном виде появилась в каталогах фирмы Bauer. Вначале гарнитура имела 6 начертаний разной степени насыщенности, плюс 3 узких начертания и одно декоративное (licht — с внутренним просветом). Затем количество начертаний было увеличено: появились наклонные и новые декоративные варианты. С 1928 по 1939 годы Футура непрерывно совершенствовалась, дополнительные начертания выходили и после войны, а некоторые были разработаны только в 80-х годах.

Как и все геометрические гротески, Футура в светлых начертаниях практически не имеет контраста. Число элементов, составляющих рисунок каждой литеры, сведено к минимуму. Буква o стилизована под окружность. Строчные знаки, а, b, d, p, q как будто нарисованы путем элементарного прибавления прямого вертикального штриха к окружности. Буква t составлена из двух перпендикулярных штрихов, а нижний выносной элемент j не имеет закругления. У прописной G нет нижней вертикальной шпоры, а Q выглядит правильной окружностью, пересеченной диагональным штрихом.

Более пристальное рассмотрение рисунка Футуры дает представление о том, как учитываются оптические эффекты и особенности человеческого восприятия. Это заметнее всего при переходе к жирным и сверхжирным начертаниям. Вертикальные штрихи несколько толще горизонтальных именно затем, чтобы выглядеть равной с ними толщины. Тот же эффект учтен в контурах буквы о и других окружностей. Стоит обратить внимание также на способы соединения элементов, компенсирующие нежелательные визуальные эффекты и делающие шрифт более ровным по цвету. Несмотря на высоко поднятое знамя конструктивизма, прописные Футуры странным образом напоминают гуманистические гротески (например, Gill Sans). По пропорциям Футура близка к основе основ западной антиквы — римскому капитальному шрифту. Вероятно, именно поэтому позиции Футуры остаются прочными и теперь, когда будущее, на которое когда-то указывало ее название, не только наступило, но и давно стало прошлым.

Оригинальная Футура имеет особенности, указывающие не ее немецкое происхождение. В частности, верхние выносные элементы строчных знаков спроектированы выше прописных. Это улучшает вид текста на любом языке, но особенно важно для немецкого, изобилующего прописными буквами. Стоит обратить внимание на вертикально обрезанные концы буквы с — это сделано для лучшего сочетания с буквами h или k, которые в немецких словах чаще всего следуют после с. Поэтому Футура считается ярким примером открытого гротеска. Эти особенности рисунка сохранились и в кириллических версиях Футуры.

Футура и другие геометрические гротески были в конце 20-х и в 30-е годы самыми модными шрифтами и трактовались как выражение современности и индустриальной культуры. Каждая уважающая себя словолитня в 30-е годы создавала собственную футурообразную гарнитуру. Геометрические гротески пользовались бешеной популярностью до тех пор, пока в 60-е годы в мировой типографике не стали доминировать так называемые новые гротески, такие, как Helvetica и Univers. Однако затем мода на геометрические гротески вернулась, и появилось много новых шрифтов, основанных на подобных принципах построения. Тем не менее оригинальная Футура не стареет. Теперь она продолжает жизнь в цифровом виде и по-прежнему любима графическими дизайнерами за суровую геометрию и простоту формы.

В конце 80-х годов, после распространения в России персональных компьютеров и настольных издательских систем, у нас появилось сразу много разных кириллических вариантов Футуры. Часто они носили довольно странные названия: Fortuna, Fatum, Favorit, Frusta, FutMee, Futuris, GlasnostFWF, Model и др. Разумеется, все они были нелегальными, то есть кириллическое расширение было сделано без ведома и разрешения законного правообладателя. Только в 1995 году по договору с фирмой Neufville (теперь BauerTypes, S.L.) в фирме ParaGraph была разработана первая легальная цифровая кириллическая версия Футуры в 8 начертаниях — NV Футура (дизайнер Владимир Ефимов).

В 2007 году для компании ParaType Изабеллой Чаевой была создана кириллица к еще 5 жирным и 8 узким начертаниям Футуры. Кроме того, было разработано новое начертание Heavy Oblique, аналогов которого в то время не выпускала ни одна западная фирма. Одновременно были перерисованы и дополнены недостающими знаками существующие начертания, в особенности наклонные. Новый шрифт, в котором насчитывается 22 начертания, был назван Futura PT. Гарнитура представляет собой единую шрифтовую систему из 14 нормальных и 8 узких начертаний, согласованных между собой по стилю, метрикам и насыщенности и предназначенных для совместного применения. Возможно, это самая полная версия Футуры по количеству начертаний на момент ее выпуска, не считая декоративных версий.

Futura PT выпускается в формате OpenType (OT-CFF) в кодировке Unicode (Multilingual). Это значит, что этим шрифтом можно набирать тексты более чем на 100 языках народов мира, в том числе на всех языках Западной и Восточной Европы, Балтии, России и стран СНГ. В каждое начертание Футуры ПТ включены знаки мировых валют, в том числе знаки гривни и рубля, варианты тире, русские гласные с ударением, в том числе ё, пропорциональные и табличные цифры. Кроме того, Футура ПТ выпускается в формате PostScript Type 1 для PC и Mac в стандартной кириллической кодировке.

Все начертания Футуры ПТ и состав знаков можно посмотреть здесь.

Полная версия статьи