Впервые опубликовано в книге «Великие Шрифты. Истоки» в 2006 г.
Шрифт назван в честь своего создателя, французского пуансониста и издателя Клода Гарамона. Этот шрифт скорее признак эпохи, нежели дизайнерский артефакт. Известно, что Гарамон за 30 лет своей работы нарезал немало шрифтов, но до нас они почти не дошли. В музее печати
Гарамон считается первым пуансонистом в истории типографики, который начал изготавливать шрифты на продажу, поэтому его шрифты применялись в различных типографиях Франции и Европы. Еще при жизни он приобрел такую известность, что французский король Франциск I заказал ему греческий шрифт для собственной типографии. Этот шрифт был назван Grecs du Roi (Королевский греческий, 1540).
Имя Гарамона вошло в сотни шрифтовых каталогов, в миллионы компьютерных меню. Однако о
Историческими предшественниками шрифтов Гарамона считаются шрифты венецианской (гуманистической) антиквы, в частности, те, которыми набраны книги Иенсона и Альда. Венецианская антиква демонстрирует очевидное влияние гуманистических рукописных почерков. По сравнению с ней французская антиква старого стиля имеет чуть более высокую контрастность, более острые засечки, скругленные в местах примыкания к основным штрихам, в целом выглядит более изящной и менее связана с каллиграфией. Роберт Брингхерст так характеризует прямые начертания Клода Гарамона: «…величественные формы высокого Ренессанса с гуманистическим наклоном осей, умеренным контрастом и длинными выносными элементами». Таким образом, шрифты Гарамона стоят почти у самых истоков типографской антиквы, там, где рисунок букв уже достиг зрелой и выразительной рабочей формы, но еще не стал изощренным и вычурным, сохраняя элегантность и благородную неподдельную простоту.
Гарамон был,
В XVII веке шрифты Гарамона постепенно уступают место голландской и английской антикве старого стиля, затем переходной антикве и, наконец, антикве нового стиля Дидо и Бодони. Однако, начиная с конца XIX века, с расцветом промышленности, появлением рекламы и зарождением шрифтового дизайна в его современном виде, художники шрифта вновь обращаются к наследию прошлого, в том числе к работам Гарамона и его современников. В современной типографике шрифт Гарамон широко используется как универсальная текстовая гарнитура для книжного, журнального и отчасти газетного набора. Отсюда следует постоянно возобновляющаяся потребность в его новых версиях, подходящих к той или иной задаче по цвету, экономичности, набору знаков или отдельным особенностям рисунка.
Первые современные версии шрифтов Гарамона были созданы в начале ХХ века и их список пополняется и по сей день. Характерно, что одна из версий Гарамона фирмы Linotype (1928) дизайнера Джорджа Джонса, наиболее близкая к оригинальным гарамоновским шрифтам, чтобы отличаться от прочих многочисленных «Гарамонов», была названа Granjon в честь Робера Гранжона, младшего современника Клода Гарамона. Среди многих других гарамоновских версий необходимо выделить шрифты фирм Berthold, Monotype и Stempel, а также гарнитуры Sabon (1967) Яна Чихольда и Adobe Garamond (1989) Роберта Слимбаха. Новая версия Гарамона была недавно разработана Слимбахом для формата OpenType и выпущена Adobe под названием Garamond Premier Pro (2005). Эта гарнитура включает многочисленные варианты, декоративные элементы, греческие и кириллические знаки.

Разнообразие версий Гарамона основано на разнообразии исторических прототипов, которые далеко не всегда создал сам Клод Гарамон. Усилиями современных исследователей историческая правда во многом восстановлена. Американская исследовательница Беатриса Уорд в 1926 году первой выяснила истинное авторство так называемых «университетских шрифтов», долгое время приписывавшихся Гарамону. Они были найдены в конце XIX века в парижском университете Сорбонна, отчего и получили такое название. Оказалось, что эти шрифты — работа французского пуансониста начала XVII века Жана Жаннона (1621), который был страстным поклонником Гарамона и занимался тиражированием и повторением замечательных гарамоновских шрифтов. Тем не менее специалист не спутает истинные литеры Гарамона с жанноновскими: у Жаннона более гладкий, проработанный контур, он дальше от каллиграфического прототипа. Особенно ярко видны различия на примере буквы «а» с каплевидным элементом у Жаннона и угловатым каллиграфическим окончанием — у Гарамона. Немалая группа современных шрифтов «имени Гарамона» на самом деле создана по образцам работ Жаннона. Таким «Жанноном» оказались, например, Deberny & Peignot Garamont, ATF Garamond, Garamond No.3, Simoncini Garamond, Monotype Garamond и другие шрифты. А вот Granjon, Stempel Garamond, Berthold Garamond и Adobe Garamond основаны непосредственно на шрифтах Клода Гарамона.
Среди кириллических версий Гарамона наибольшую популярность завоевал ITC Garamond (Тони Стэн, 1975–91; кириллица — Александр Тарбеев, 1993–95). Рисунок шрифта ITC Garamond разработан по мотивам гарнитуры Garamond No.3, созданной на основе шрифтов Жана Жаннона. Эта версия имеет существенно искаженные пропорции по сравнению с подлинными шрифтами Гарамона, увеличенное очко строчных, короткие выносные элементы. В связи с этим в кеглях 9 и 10 шрифт может выглядеть чересчур крупным, «бросается в глаза» и, таким образом, не слишком хорошо работает в книжном наборе. Вместе с тем он отличается высокой читаемостью в мелких кеглях и благодаря своим изящным формам прекрасно подходит для акциденции, журналов и рекламы. Гарнитура в кириллическом варианте насчитывает 8 основных и 6 узких начертаний.
Original Garamond (оригинальное название Stempel Garamond, фирма Stempel, 1925; кириллица — Гаянэ Багдасарян, 2002) — кириллическая версия одного из самых исторически точных Гарамонов. Среди других версий он выделяется некоторой угловатостью рисунка (вообще характерной для оригинальных шрифтов Гарамона) и тем, что в наборе он несколько темнее по цвету, чем основное начертание ITC Garamond. Пока что Original Garamond используется умеренно и
Гарнитура Mysl (Исай Слуцкер, Светлана Ермолаева, Эмма Захарова, 1982), разработанная на основе гарнитуры Политиздатовская (Вера Чиминова, 1966), также имеет в своей основе Гарамон. Грубоватый по форме шрифт в 4 начертаниях предназначен для текстового набора. Благодаря хорошей насыщенности он неплохо выглядит в мелких кеглях.
Полную версию статьи смотрите здесь