Великие шрифты. Garamond

Впервые опубликовано в книге «Великие Шрифты. Истоки» в 2006 г.

Шрифт назван в честь своего создателя, французского пуансониста и издателя Клода Гарамона. Этот шрифт скорее признак эпохи, нежели дизайнерский артефакт. Известно, что Гарамон за 30 лет своей работы нарезал немало шрифтов, но до нас они почти не дошли. В музее печати Плантен-Моретус в Антверпене (Бельгия) хранятся подлинные пуансоны и матрицы, достоверно изготовленные самим мастером. Сохранилось много книг, набранных его шрифтами, и несколько печатных каталогов этих шрифтов.

Гарамон считается первым пуансонистом в истории типографики, который начал изготавливать шрифты на продажу, поэтому его шрифты применялись в различных типографиях Франции и Европы. Еще при жизни он приобрел такую известность, что французский король Франциск I заказал ему греческий шрифт для собственной типографии. Этот шрифт был назван Grecs du Roi (Королевский греческий, 1540).

Имя Гарамона вошло в сотни шрифтовых каталогов, в миллионы компьютерных меню. Однако о Гарамоне-человеке до сих пор известно до обидного мало. Мы знаем точно, что он родился в Париже предположительно с 1480 по 1499 г.г. и умер в ужасающей бедности, совсем немного не дожив до расцвета своей славы. Дата смерти (1561), тем более достоверная, что ознаменовалась аукционом по распродаже имущества покойного, самым ценным из которого являлись шрифты и типографское оборудование. Группа современных шрифтов, названных в честь Гарамона, фактически основана не только на работах самого Гарамона, но также на рисунках шрифтов его предшественников, учеников и последователей.

Историческими предшественниками шрифтов Гарамона считаются шрифты венецианской (гуманистической) антиквы, в частности, те, которыми набраны книги Иенсона и Альда. Венецианская антиква демонстрирует очевидное влияние гуманистических рукописных почерков. По сравнению с ней французская антиква старого стиля имеет чуть более высокую контрастность, более острые засечки, скругленные в местах примыкания к основным штрихам, в целом выглядит более изящной и менее связана с каллиграфией. Роберт Брингхерст так характеризует прямые начертания Клода Гарамона: «…величественные формы высокого Ренессанса с гуманистическим наклоном осей, умеренным контрастом и длинными выносными элементами». Таким образом, шрифты Гарамона стоят почти у самых истоков типографской антиквы, там, где рисунок букв уже достиг зрелой и выразительной рабочей формы, но еще не стал изощренным и вычурным, сохраняя элегантность и благородную неподдельную простоту.

Гарамон был, по-видимому, первым пуансонистом, который изготовил наклонные прописные знаки в курсиве. В первом типографском курсиве, изобретенном Альдом Мануцием и нарезанном Франческо Гриффо в 1501 году, были только строчные буквы, с которыми применялись прямые прописные меньшего кегля. Гарамон же был одним из первых типографов, которые стали применять в одном издании курсивное начертание вместе с прямым, как дополнительное к основному начертанию, и согласовывать их рисунок, таким образом, положив начало разработке гарнитуры в современном понимании.

В XVII веке шрифты Гарамона постепенно уступают место голландской и английской антикве старого стиля, затем переходной антикве и, наконец, антикве нового стиля Дидо и Бодони. Однако, начиная с конца XIX века, с расцветом промышленности, появлением рекламы и зарождением шрифтового дизайна в его современном виде, художники шрифта вновь обращаются к наследию прошлого, в том числе к работам Гарамона и его современников. В современной типографике шрифт Гарамон широко используется как универсальная текстовая гарнитура для книжного, журнального и отчасти газетного набора. Отсюда следует постоянно возобновляющаяся потребность в его новых версиях, подходящих к той или иной задаче по цвету, экономичности, набору знаков или отдельным особенностям рисунка.

Первые современные версии шрифтов Гарамона были созданы в начале ХХ века и их список пополняется и по сей день. Характерно, что одна из версий Гарамона фирмы Linotype (1928) дизайнера Джорджа Джонса, наиболее близкая к оригинальным гарамоновским шрифтам, чтобы отличаться от прочих многочисленных «Гарамонов», была названа Granjon в честь Робера Гранжона, младшего современника Клода Гарамона. Среди многих других гарамоновских версий необходимо выделить шрифты фирм Berthold, Monotype и Stempel, а также гарнитуры Sabon (1967) Яна Чихольда и Adobe Garamond (1989) Роберта Слимбаха. Новая версия Гарамона была недавно разработана Слимбахом для формата OpenType и выпущена Adobe под названием Garamond Premier Pro (2005). Эта гарнитура включает многочисленные варианты, декоративные элементы, греческие и кириллические знаки.

Разнообразие версий Гарамона основано на разнообразии исторических прототипов, которые далеко не всегда создал сам Клод Гарамон. Усилиями современных исследователей историческая правда во многом восстановлена. Американская исследовательница Беатриса Уорд в 1926 году первой выяснила истинное авторство так называемых «университетских шрифтов», долгое время приписывавшихся Гарамону. Они были найдены в конце XIX века в парижском университете Сорбонна, отчего и получили такое название. Оказалось, что эти шрифты — работа французского пуансониста начала XVII века Жана Жаннона (1621), который был страстным поклонником Гарамона и занимался тиражированием и повторением замечательных гарамоновских шрифтов. Тем не менее специалист не спутает истинные литеры Гарамона с жанноновскими: у Жаннона более гладкий, проработанный контур, он дальше от каллиграфического прототипа. Особенно ярко видны различия на примере буквы «а» с каплевидным элементом у Жаннона и угловатым каллиграфическим окончанием — у Гарамона. Немалая группа современных шрифтов «имени Гарамона» на самом деле создана по образцам работ Жаннона. Таким «Жанноном» оказались, например, Deberny & Peignot Garamont, ATF Garamond, Garamond No.3, Simoncini Garamond, Monotype Garamond и другие шрифты. А вот Granjon, Stempel Garamond, Berthold Garamond и Adobe Garamond основаны непосредственно на шрифтах Клода Гарамона.

Среди кириллических версий Гарамона наибольшую популярность завоевал ITC Garamond (Тони Стэн, 1975–91; кириллица — Александр Тарбеев, 1993–95). Рисунок шрифта ITC Garamond разработан по мотивам гарнитуры Garamond No.3, созданной на основе шрифтов Жана Жаннона. Эта версия имеет существенно искаженные пропорции по сравнению с подлинными шрифтами Гарамона, увеличенное очко строчных, короткие выносные элементы. В связи с этим в кеглях 9 и 10 шрифт может выглядеть чересчур крупным, «бросается в глаза» и, таким образом, не слишком хорошо работает в книжном наборе. Вместе с тем он отличается высокой читаемостью в мелких кеглях и благодаря своим изящным формам прекрасно подходит для акциденции, журналов и рекламы. Гарнитура в кириллическом варианте насчитывает 8 основных и 6 узких начертаний.

Original Garamond (оригинальное название Stempel Garamond, фирма Stempel, 1925; кириллица — Гаянэ Багдасарян, 2002) — кириллическая версия одного из самых исторически точных Гарамонов. Среди других версий он выделяется некоторой угловатостью рисунка (вообще характерной для оригинальных шрифтов Гарамона) и тем, что в наборе он несколько темнее по цвету, чем основное начертание ITC Garamond. Пока что Original Garamond используется умеренно и по-прежнему может быть отнесен к числу «незаезженных» типографических решений. Этот прекрасный текстовый шрифт состоит из 4 основных начертаний и капители. Во всех начертаниях разработаны минускульные цифры, что особенно оправдано для антиквы старого стиля.

Гарнитура Mysl (Исай Слуцкер, Светлана Ермолаева, Эмма Захарова, 1982), разработанная на основе гарнитуры Политиздатовская (Вера Чиминова, 1966), также имеет в своей основе Гарамон. Грубоватый по форме шрифт в 4 начертаниях предназначен для текстового набора. Благодаря хорошей насыщенности он неплохо выглядит в мелких кеглях.

Полную версию статьи смотрите здесь