Великие шрифты. Charter

Впервые опубликовано в книге «Великие Шрифты 2. Антиква» в 2007 г.

В работах Мэтью Картера, самого уважаемого и влиятельного шрифтового дизайнера современности, наиболее полно воплотилась концепция функциональности, «невидимости» хорошего текстового шрифта.

Мэтью Картер родился в 1937 году в Лондоне, в семье известного типографа, историка шрифта и типографики Гарри Картера (Harry Carter), архивиста издательства Оксфордского университета Oxford University Press. Окончив школу в 1955 году, он поступил в Оксфордский университет, чтобы изучать английскую филологию. Но оказалось, что занятия начнутся лишь с будущего года. Тогда Картер отправился на год в качестве практиканта в голландское издательство Enschedé. Там в словолитне Johannes Enschedé en Zonen он гравировал пуансоны под руководством главного специалиста словолитни Пауля Рэдиша (Paul Rädisch). Картер так увлекся этим делом, что через год, вернувшись в Лондон, начал работать как независимый графический и шрифтовой дизайнер.

Основным его клиентом стала фирма Crossfield Electronics, которая заказывала шрифты для своей фотонаборной системы «Фотон» — одной из первых на рынке. К этому периоду относятся первые самостоятельные работы Картера: Southwark Small Ad (1963), предназначенный для объявлений в журнале New Scientist, Colophon Greek (1963) — наклонный греческий шрифт для математического набора, и Auriga (1965), который позже (в 1970 году) был модифицирован для фирмы Linotype. Кроме того, Картер в это время сделал несколько современных гротесков по заказу лондонских дизайн-бюро, в том числе шрифт для нового терминала лондонского аэропорта Heathrow.

В 1965 году Мэтью Картер уехал в Нью-Йорк и стал штатным дизайнером шрифта бруклинской фирмы Mergenthaler Linotype. Здесь в 1966 году им был спроектирован рукописный шрифт Snell Roundhand в трех начертаниях на основе работ английского каллиграфа конца XVII — начала XVIII века Чарльза Снелла (Charles Snell). Критики назвали Snell Roundhand в исполнении Мэтью Картера «самым типографическим» из фотонаборных шрифтов.

Мэтью Картер создал почти два десятка шрифтов, работая сначала в штате Linotype, а затем (с 1971 года) как независимый дизайнер по заказам этой фирмы. Многие из них — открытия в истории типографики, в которых есть и новый взгляд, и новое понимание, и тот или иной художественный прием, подхваченный другими дизайнерами и растиражированный впоследствии. При этом, точно в соответствии с тезисами о «прозрачном шрифте» и «невидимой типографике», подобное новаторство ни в коем случае не бросается в глаза: оно заметно, лишь когда шрифт тщательно рассматривает профессионал. Почти в каждом сборнике статей о шрифтах упоминается гарнитура Galliard (1978), к которой Картер вернулся в 1981 году и по заказу International Typeface Corporation (ITC) доработал дополнительные начертания.

С 1977 года и по сей день Мэтью Картер преподает в школе искусств Йельского университета, работающей в рамках программы MFA по графическому дизайну. В 1980–1984 годах он также был консультантом по типографике издательства Ее Величества в Лондоне и Норвиче. В 1981 году совместно с Майком Паркером (Mike Parker), Чери Коун (Cherie Cone) и Робом Фридманом (Rob Friedman) Мэтью Картер стал основателем компании Bitstream, специализирующейся на разработке цифровых шрифтов. Первой оригинальной гарнитурой, разработанной Картером для Bitstream, стал шрифт Charter, увидевший свет в 1987 году. В 1993 году эта гарнитура была лицензирована фирмой ITC и получила название ITC Charter.

В многочисленных работах критиков, посвященных Картеру и его шрифтам, об этой гарнитуре обычно упоминается вскользь. Вероятно, причина в том, что Charter не содержит таких радикальных формальных открытий, как некоторые другие шрифты Мэтью Картера. Этот шрифт скорее обобщение и развитие уже найденных решений. Несмотря на это, Charter безусловно достоин пристального внимания.

Charter проектировался как высокочитаемый текстовой шрифт, хорошо работающий как на выводных устройствах низкого разрешения, так и на фотонаборных автоматах последнего на тот момент поколения. В нем шесть начертаний (Regular, Bold, Black и соответствующие им курсивы). В начертаниях Regular и Bold разработаны также капительные варианты.

Из-за относительно узких пропорций Charter достаточно экономичен. Для лучшей читаемости в мелких кеглях он имеет крупное очко строчных и мощные открытые формы букв. Со своими почти брусковыми засечками и структурой антиквы переходного стиля этот шрифт замечательно работает как в книжно-журнальном, так и в газетном наборе. В мелких кеглях особенности его формы нивелируются, и гарнитура выглядит просто как хороший удобочитаемый текстовой шрифт, в меру активный по форме, но не очень бросающийся в глаза. Про него, как и про многие другие шрифты Мэтью Картера, можно сказать, что он невидимый.

Однако в крупных кеглях, особенно в жирных начертаниях, ITC Charter выглядит совершенно иначе. Оказывается, что срезанные с одной стороны капли, плоские соединения в строчных h, n, r и слоноподобные брусковые засечки придают ему совершенно неординарный вид. Charter очень хорошо виден даже с большого расстояния, чем бесспорно обращает на себя внимание, хотя и в акциденции остается хорошо читаемым шрифтом. Таким образом, Картер создал шрифт универсального применения.

В 1991 году Картер ушел из Bitstream и основал совместно с Чери Коун собственную компанию Carter & Cone Type Inc. Он хотел освободиться от административных обязанностей и больше времени уделять своему призванию — дизайну шрифтов. Действительно, последующий период оказался для Мэтью Картера очень плодотворен. Продолжая разрабатывать историческое шрифтовое наследие, он интенсивно работает по заказам ведущих американских (и не только американских) газет и журналов.

Мэтью Картер с самого начала творческой деятельности проявлял интерес к нелатинским шрифтам. Видимо, он обладает редким даром — умением чувствовать закономерности построения шрифта неродной для себя графики. Не зря Картер возглавляет жюри периодического конкурса шрифтового дизайна, организуемого японской фирмой Morisawa. В последние годы дизайнер работал над такими проектами, как Wilson Greek (1995) — исторический греческий курсив с лигатурами и сокращениями и Le Bé Hebrew (1999) — исторический еврейский шрифт по мотивам шрифтов Гийома Ле Бе для издания Pennyroyal Caxton Bible. Им также был создан шрифт Sammy Roman (1996) — латиница, специально спроектированная для совместного использования с японскими иероглифами (кандзи).

Картер по-прежнему осваивает новые шрифтовые технологии и экспериментирует со шрифтами. Для проекта Agfa Creative Alliance он сделал гарнитуру Alisal (1995), по форме еще более смелую, чем Charter. В том же году для музея Walker Art Center в Миннеаполисе был разработан экспериментальный фотонаборный гротеск Walker с возможностью подстановки в процессе набора засечек пяти различных форм (брусковых одно- и двусторонних, тонких, треугольных и со скруглением). Кроме того, дополнительные элементы позволяют объединять группы знаков и целые слова в лигатуры и логотипы. В проекте FUSE, основанном Невиллом Броуди (Neville Brody), Картер поучаствовал в 1998 году с экспериментальным шрифтом DeFace. При наборе любого знака этой контурной прописной антиквы, по форме очень похожей на Mantinia, в произвольных местах появляется имя одного из известных шрифтовых дизайнеров — своеобразная шутка мастера. DeFace, названный «самовандализированным» (self-vandalizing) шрифтом, вошел в выпуск FUSE 18 ‘Secrets’.

Еще в 1994 году Картер разработал по заказу Apple Computer гарнитуру Skia в стиле своего греческого шрифта Cadmus в новом тогда формате TrueType GX. В то же время был сделан комплект экранных шрифтов Interchange для American Telegraph & Telephone (AT&T). Затем Картер создал несколько экранных шрифтов по заказу Microsoft. В 1995 году был разработан открытый гротеск Tahoma, в 1996 году — похожий по рисунку, но более широкий гротеск Verdana и антиква Georgia. В 1999 году к ним добавилась узкая версия шрифта Tahoma под названием Nina. Качество кириллицы в них, особенно в Verdana и Georgia, весьма высоко. Эти шрифты — достаточно редкий (а для кириллицы, пожалуй, уникальный) случай, когда шрифт одинаково хорошо выглядит как на экране, так и на бумаге.

Когда в 1993 году ITC выпустила гарнитуру ITC Charter, в отделе шрифтов фирмы ParaGraph, из которой позже выделился ParaType, сразу было решено разработать его кириллическую версию. Было очевидно, что в ITC Charter, с его мощными засечками и конструкцией переходной антиквы, есть то, чего интуитивно и безуспешно искал тогда российский потребитель. Charter был шрифтом нового поколения, профессиональным, обладавшим к тому же гораздо большими типографическими возможностями: шесть начертаний, капитель, минускульные цифры.

Разработать в таком шрифте кириллицу, адекватную латинице — непростая задача, поскольку основная проблема заключается в форме характерных кириллических знаков Д, Ж, К, Л и др. Были проверены практически все варианты Д, Л, кроме треугольных. Эти знаки получили трапециевидную форму с очень небольшим прогибом левого штриха, что придало шрифту бóльшую динамику. Попытки применить в Ж, К, Л вместо традиционных капель большие вертикальные засечки наподобие латинской J не привели к желаемому результату, и были использованы капли характерной формы, срезанные с одной стороны. Вертикальная засечка сохранилась только в прописной У. Форма латинской R с мягко изогнутой ногой подсказывала сделать прописные Ж, К, Я с аналогичными извилистыми нижними ветвями. Однако проверка в наборе тестовых файлов с буквами такой конструкции показала, что шрифт приобретает несвойственную латинице мягкость. Тогда наш постоянный консультант по разработке кириллицы ITC Максим Жуков предложил вариант с более жесткими диагональными ногами наподобие прописного К в гарнитуре Times New Roman, который и был использован в шрифте. Разумеется, вклад Максима Жукова не ограничивался предложениями по форме одного-двух знаков. Общение с ним позволило завершить последнюю стадию разработки шрифта, то, что по-английски называется fine-tuning, то есть тонкую регулировку шрифтовой формы для превращения собрания разностильных знаков и начертаний в единую гарнитуру.

Кириллическая версия гарнитуры ITC Charter была закончена в 1999 году и выпущена компанией ParaType в 2001 году. Мэтью Картер одобрил разработку кириллицы и даже — вероятно, из вежливости — сказал, что в кириллическом тексте ITC Charter смотрится лучше и ровнее, чем в латинском. Шрифт сразу же подхватили некоторые ведущие периодические издания, он начал широко использоваться в книжном наборе, так что сейчас даже немного надоел. Тем не менее в нашей типографике еще нет такого количества качественных текстовых шрифтов, чтобы искать замену Charter только по этой причине. Да и найти ее не так уж просто… Вспышка модной популярности прошла, и ITC Charter стал простым инструментом грамотного издателя. Он по праву вошел в нашу жизнь — видимо, всерьез и надолго.

Полная версия статьи