Впервые опубликовано в книге «Великие Шрифты. Истоки» в 2006 году.
Мы не знаем точно, кто был изобретателем этого шрифта и когда он был создан впервые, но впервые наборный шрифт без засечек, или гротеск, появился в Англии в начале XIX века.
Первым известным латинским гротеском считается шрифт под названием Two lines English Egyptian (Египетский кегля 28), напечатанный в образцах шрифтов Уильяма Кэзлона IV в. 1816 году. В то время в течение каких-то двадцати лет в Лондоне были изобретены совершенно новые шрифтовые формы, такие, как Fat Face (сверхжирные), брусковые (египетские) шрифты и гротески.
Все они представляют собой определенную модификацию классицистической антиквы нового стиля: в сверхжирных шрифтах преувеличена толщина основных штрихов и овалов, в брусковых усилена толщина дополнительных штрихов и засечек, а в гротесках при сохранении общей структуры брусковых шрифтов засечки просто отброшены. Невольно хочется думать, что идея подобной модификации индивидуальна и, хотя она, возможно, носилась в воздухе, но впервые сформировалась в чьей-то гениальной голове.
Оказалось, что гротески легко поддаются модификации по насыщенности и пропорциям. К середине XIX века все ведущие мировые производители шрифтов имели в своих каталогах огромное количество разнообразных гротесков: от светлых до жирных и от узких до широких, а также их декоративные варианты.
Вначале новые шрифты применялись только для плакатов, афиш, объявлений, поскольку они очень хорошо останавливали глаз читателя благодаря своему непривычному виду. Постепенно гротесками стали набирать заголовки и книжные титулы, шрифтовые выделения в тексте, рекламные объявления, театральные билеты и другую акциденцию.
В конце XIX века гротески стали чаще применяться для набора длинных текстов, вначале технического и рекламного характера. И как раз в это время появляется наш герой — Akzidenz-Grotesk. Считается, что его первые начертания были выпущены в Берлине словолитней H. Berthold по одним источникам в 1896, по другим — в 1898 году. Эрик Шпикерман объяснил этот разнобой в датах тем, что Berthold приобрел прототип этой гарнитуры, Accidenz Grotesk, в 1896 году. Ранее Berthold приобрел более светлый гротеск близкого рисунка — Royal Grotesk. Известно имя его дизайнера — Фердинанд Тайнхардт (Ferdinand Theinhardt). Поскольку исходные начертания были достаточно светлыми, Тайнхардт дополнил их полужирным и жирным, а также узкими и широкими вариантами, разработанными на основе других гротесков: Bücher Grotesk, Lilliput Grotesk, Grotesk G и Steinschrift.
Исходная шрифтовая гарнитура для ручного набора состояла из десяти начертаний, рисунок которых был не всегда хорошо скоординирован. В ней были светлое (Mager, он же Royal Grotesk), нормальное (Normal, он же Accidenz Grotesk), полужирное (Halbfett) и жирное (Fett) начертания, плюс три широких и три узких. В первоначальной гарнитуре не было наклонных вариантов. Когда дополнительные начертания были отлиты и выпущены в свет, Акциденц-Гротеск стал одним из первых примеров гротеска, широко развитого по начертаниям.
Акциденц-Гротеск — это полузакрытый статичный гротеск с небольшим контрастом в толщинах штрихов. Очко его строчных знаков гораздо крупнее, чем у большинства шрифтов, созданных на рубеже веков, а выносные элементы довольно короткие. Пропорции прописных на первый взгляд кажутся слишком широкими по сравнению со строчными. У шрифта Акциденц-Гротеск на первый взгляд отсутствуют характерные формы знаков. Более того, некоторые буквы кажутся грубоватыми и упрощенными. Однако в сплошном тексте этот шрифт выглядит пропорциональным и сдержанным. Некоторые неправильности в его знаках делают Акциденц-Гротеск в известном смысле более удобочитаемым, чем абсолютно регулярная Helvetica. Его сдержанный рисунок, который в отдельных знаках кажется несколько примитивным, на самом деле главное достоинство этого шрифта.
Акциденц-Гротеск верно послужил многим направлениям графического дизайна ХХ века. Дадаизм, De Stijl, стиль Bauhaus, конструктивизм — все применяли его с одинаковым успехом. Он временно вышел из моды в 30-х и 40-хгодах, когда графические дизайнеры увлеклись геометрическими гротесками, такими, как Futura и Kabel. Он снова стал широко применяться в 50-е годы под влиянием швейцарской школы функционального дизайна, которая пропагандировала асимметричную верстку по модульной сетке. Влияние Акциденц-Гротеска на шрифтовой дизайн неоценимо. Он послужил основой для разработки многих современных гротесков. Он вдохновлял Макса Мидингера, создателя самого популярного гротеска Гельветика. Адриан Фрутигер при проектировании первой системной супергарнитуры Univers не мог не учитывать существование Акциденц-Гротеска.
В 1957 году Гюнтер Ланге (Günter Gerard Lange, 1921–2008) усовершенствовал рисунок гарнитуры Акциденц-Гротеск в соответствии с новыми требованиями машинного набора. Это было связано с широким применением Акциденц-Гротеска как текстового шрифта в швейцарской типографике. Berthold наладил кооперацию с фирмой Linotype и стал выпускать матрицы для строкоотливного машинного набора, в связи с чем пришлось разработать недостающие кегли и начертания. Кроме того, в 1966 году было добавлено свержирное (Extra Bold), а в 1968 году супержирное начертание (Super), которое быстро стало очень популярным.
Следующий вариант шрифта Акциденц-Гротеск был разработан Ланге в начале 70-х годов уже для фотонабора. Это была системно развитая супергарнитура под названием Akzidenz Grotesk Buch, состоящая из десяти основных начертаний (сверхсветлого, светлого, нормального, полужирного, жирного и наклонных к ним), пяти узких и четырех широких. Кроме того, было разработано 12 декоративных начертаний (два контурных, два оттененных, семь с закругленными концами и трафаретное).
Первую кириллическую версию шрифта Акциденц-Гротеск для ручного набора еще в начале ХХ века разработало и выпустило санкт-петербургское отделение берлинской фирмы H. Berthold AG, известное в России под названием «Словолитное заведение Бертгольда». Этот гротеск отличается широкой квадратной формой прописных и строчных Ж, К, Ф, а также контрастным, антиквенным по форме верхним выносным элементом у строчной б.
Была выпущена также кириллическая версия шрифта Рояль Гротеск, как более светлое начертание того же рисунка. Их дизайнеры неизвестны. В советское время, уже после войны, эти шрифты были объединены в одну гарнитуру под названием Рубленая (Рояль Гротеск был назван «широкое светлое начертание», а Акциденц-Гротеск — «широкое полужирное»; кроме того, в гарнитуру был включен также Жирный гротеск как широкое жирное начертание). В конце 80-х годов полужирное и жирное начертания Рубленой были разработаны для фотонабора (дизайнеры Елена Глущенко и Исай Слуцкер), но в цифровую форму они переведены не были.
Следующую кириллическую версию Акциденц-Гротеска разработала для фотонабора берлинская фирма H. Berthold AG в 60-х — 70-х годах ХХ века. Дизайнер ее тоже неизвестен. В этом шрифте было 5 начертаний: прямое светлое, наклонное, полужирное, жирное и жирное узкое. Эта кириллица попала в СССР вместе с фотонаборной техникой фирмы Berthold.
Художественные качества немецкой кириллицы уступают дореволюционной петербургской. В частности, в этом шрифте крайне неудачно решен верхний выносной элемент строчной б и нарушены традиционные пропорции некоторых знаков. Можно отметить также характерную форму строчных и прописных Ж и К. Тем не менее это был вполне функциональный шрифт с собственным лицом, выдерживающий как большое уменьшение, так и увеличение, хотя, конечно, ему было далеко до своего латинского прототипа.
Примерно в 1990 году американская фирма Bitstream Inc. выпустила в цифровом виде два начертания гарнитуры Gothic 725 (Bold и Black), очень близкие по рисунку к соответствующим начертаниям Akzidenz Grotesk. В 2002 году Тагир Сафаев разработал кириллические версии этих начертаний, довольно близкие по рисунку к бертольдовской фотонаборной кириллице, но лишенные несообразностей немецкой версии.
В 2006 году фирма Berthold Types выпустила новую цифровую версию гарнитуры Akzidenz Grotesk в вариантах Pro и Standard в 30 начертаниях в форматах PostScript, TrueType и OpenType, доработанную по начертаниям и знакам. В процессе этой работы встал вопрос о кириллическом расширении шрифта. Поэтому в 2006 году была разработана новая цифровая кириллическая версия 30 начертаний Akzidenz Grotesk: 10 основных (дизайнер Владимир Ефимов), 12 узких (дизайнер Гаянэ Багдасарян) и 8 широких (дизайнер Александра Королькова). Начертания согласованы между собой по стилю, насыщенности и пропорциям, а их кириллическая часть получила более традиционный рисунок знаков. Вместе с тем была сохранена в несколько облагороженном виде характерная форма строчных и прописных Ж и К, как гарнитурная особенность этого шрифта.