Шрифтовая история и классификация

История наборного шрифта в Европе началась в 1450‑е годы, когда Иоганн Генсфляйш по прозвищу Гутенберг объединил технологии печати, ювелирного дела и металлургии и изобрёл относительно простой (по тем временам) способ изготавливать литеры и печатать книги и другие издания. История эта продолжается и сегодня, только с другими технологиями и в другой парадигме.

Оглядываясь назад, мы можем разделить всю историю шрифта на три основных периода. В течение этих периодов появлялись разные типы шрифтов и менялось отношение к их облику.

Первый и самый долгий период в шрифтовой истории продолжался с середины XV до начала XIX века. Основным и чуть ли не единственным стилем шрифтов всё это время оставалась антиква. Но первые наборные шрифты в Западной Европе были готическими, а в России — от первопечатника Ивана Фёдорова до реформы Петра I — полууставными.

Переходим к классификации текстовых шрифтов.

Если ориентироваться на форму, то в зависимости от степени контраста и наличия засечек они делятся на четыре основные группы: антиква, гротеск, брусковый шрифт и ленточная антиква (контрастный гротеск).

Антиква

Serif

Из современных видов текстовых шрифтов первыми появились антиквы — шрифты с засечками и заметным контрастом между горизонтальными и вертикальными штрихами. До начала XIX века это был практически единственный тип шрифтов в Европе (если не считать готических шрифтов в Западной Европе и полууставных в Восточной).

Антиква старого стиля

Old style serif

Отличается самой геометрически «неправильной» формой среди текстовых шрифтов. Это объясняется относительной близостью шрифтов этого типа к рукописному прототипу. Как правило, для старостильной антиквы характерен умеренный контраст (1:2 – 1:3), открытость форм, наклонные оси овалов, часто — несимметричные засечки.

Антикву старого стиля можно назвать ещё динамической антиквой, т.к. формы, унаследованные от гуманистической каллиграфии, как бы помогают глазу двигаться по строке.

Старостильные антиквы с ярко выраженным характером больше всего подходят для набора текстов своего времени (от Ренессанса до Барокко). Антиквы старого стиля с менее выраженным характером — самый подходящий шрифт для художественной литературы. Из-за небольшого кон­траста и открытости форм она легко читается в очень длинных текстах.

Антиквы старого стиля делятся на ренессансные (XV‑XVI вв.) и барочные (XVII – начало XVIII в.). У каждой из этих групп по две подгруппы. Ренессансные антиквы бывают венецианские и итало-французские, а среди барочных антикв выделяют голландские и английские.

Антиква нового стиля

New style serif

Антиква нового стиля сформировалась в конце XVIII века. Основные имена, связанные с ней — Фирмен Дидо во Франции, Джамбаттиста Бодони в Италии и Юстус Эрих Вальбаум в Германии. Такая антиква была основным типом текстового шрифта в Европе вплоть до последней трети ХIХ века. В России этот тип шрифтов был широко распространен до начала XX века и даже заслужил название «Обыкновенные».

Родственниками антиквы нового стиля являются шотландская (или англо-шотландская) и малоконтрастная антиквы.

Брусковые шрифты

Slab Serif

Брусковые шрифты — это шрифты с засечками, но без контраста: горизонтальные и вертикальные штрихи в них примерно одной толщины. Первые брусковые шрифты появились в Англии в начале XIX века. Это были жирные выразительные шрифты, их использовали в рекламе для привлечения внимания. Сейчас брусковые шрифты можно назвать универсальными, среди них много текстовых.

Брусковые шрифты можно разделить на группы в зависимости от формы букв. Это брусковые антиквы и брусковые шрифты на основе гротеска, в том числе шрифты с односторонними засечками.

Прежде чем перейти к самой большой и популярной группе — шрифтам без засечек,— давайте поговорим о двух самых малоизвестных и редких типах регулярных шрифов, промежуточных между антиквой и гротеском. Это контрастные гротески и шрифты с едва наметившимися засечками. Иногда их ещё называют антиква-гротески.

Гротеск

Sans-Serif

Здесь нужен текст

Закрытые гротески

(???)

Здесь нужен текст

Открытые гротески

(???)

Здесь нужен текст

Полузакрытые гротески

(???)

Этот раздел — не об очередном историческом периоде, а о важном параметре формы шрифта, который называется апертура — это степень открытости или закрытости. Обычно она проявляется в округлых буквах с незамкнутой формой: Сс, Ss, Зз, Ээ.

Апертура — один из комплекса признаков. В случае явной открытости или закрытости сочетание нескольких признаков определяет стилистическую группу. Например, мы уже разглядывали явно закрытые шрифты — это неогротески и часть старых гротесков, а два предыдущих письма были посвящены открытым гротескам — гуманистическим и механистическим.

Но в промежутке между явно закрытыми и явно открытыми формами находится огромное количество полутонов. Полузакрытые формы могут быть у части старых гротесков, у геометрических гротесков, гуманистических гротесков, у рифтов для детей и у шрифтов, похожих на машинописные. Например Textbook New — пример шрифта для детей, а New Letter Gothic — пример машинописного шрифта

News GothicNews Gothic,
пример старых гротесков
Journal Sans Old SchoolJournal Sans Old School,
пример геометрических гротесков
Nat GroteskNat Grotesk,
пример гуманистических гротесков

Шрифты, предназначенные для чтения в сложных условиях, тоже могут быть полузакрытыми. Например, шрифт DIN PT по мотивам DIN будет отлично работать на дорожных знаках и указателях (кстати, в ближайшее время его ждёт перевыпуск с важными дополнениями — в личном кабинете можно будет обновить уже купленный шрифт бесплатно). А Bell Gothic был разработан в 1930-е годы для телефонного справочника. Он прекрасно подойдёт для печати мелкого текста на шероховатой бумаге и для справочных материалов.

А ещё бывают гибридные варианты — когда шрифт, например, сверху закрытый, а снизу открытый, как Yanus. Давайте их тоже будем считать полузакрытыми.

Акцидентные гротески

(???)

Акцидентные гротески — шрифты без засечек с выраженным характером, не подходящие для набора длинного текста. Если внимательно посмотреть на то, какими бывают акцидентные гротески, можно заметить несколько подгрупп. Есть шрифты с историческим оттенком, есть достаточно жёсткая геометрия, а есть — наоборот — мягкие и неформальные шрифты без засечек.