Шрифтовая история и классификация: cовременная антиква

Современная антиква

Сontemporary serif
Эскизы к шрифту Swift
Герард Унгер, эскизы к шрифту Swift, 1984
Время появления: 1920–1930-е годы
В двух словах

Современная антиква — условное понятие, у которого нет чёткого определения. Мы предлагаем называть современными «авторские» антиквы, которые были сделаны в XX веке или позже, не имеют прямых исторических прототипов и не вписываются в традиционные классификационные группы от ренессансной до классицистической антиквы.

История и теория

Можно предположить, что история современной антиквы началась в конце 1920-х – середине 1930-х годов. В это время окончательно формируется осознанный взгляд дизайнеров на шрифт. В конце XIX века Уильям Моррис и Эмери Уокер положили начало внимательной реконструкции исторических шрифтов (если вы не читали драматическую историю шрифта Doves Press, прочитайте обязательно), в самом начале XX века Эдвард Джонстон связал форму антиквы с каллиграфией, а со второй половины 1920-х дизайнеры шрифтов начали сознательно и самостоятельно работать с формой антиквы, глядя и на исторические источники, и на каллиграфические формы, но не копируя их дословно.
Этот подход начинается с Яна ван Кримпена, Эрика Гилла, Сьорда де Рооса, Уильяма Двиггинса — их работы 1920-х–30-х годов можно назвать первыми современными антиквами.

Perpetua, Monotype
Эрик Гилл, Perpetua, Monotype, 1929
Сьорд Хендрик де Роос
Сьорд Хендрик де Роос, Egmont, 1932–34, Lettergiesserei Amsterdam

Обратите внимание, что вместо традиционной капли у буквы «а» появляется или просто тонкое окончание штриха, или засечка. Это возможный, хотя и не обязательный, признак современной антиквы — в исторических антиквах мы едва ли встретим такую деталь.

Vendôme
Vendôme, Франсуа Гано и Роже Экскофон, Fonderie Olive, 1951

К 1950-м годам форма букв в современных антиквах становится более напряжённой, как в Palatino Германа Цапфа (Stempel, 1949), Vendôme Франсуа Гано и Роже Экскофона (Fonderie Olive, 1951), Trump Mediaeval Георга Трумпа (Weber/Linotype, 1954) или Méridien Адриана Фрутигера (Deberny & Peignot, 1957).

Méridien
Méridien, Адриан Фрутигер, Deberny & Peignot, 1957

Примерно тогда же появляется антиква с суперэллиптическими, чуть оквадраченными формами круглых знаков — Melior Германа Цапфа (Stempel, 1952).

Zapf EllipticalZapf Elliptical — цифровая версия Melior
Kuenstler 480Kuenstler 480 — цифровая версия Trump Mediaeval

Самые характерные современные антиквы 1960-х–70-х годов — Raleigh (Carl Dair, Robert Norton, 1967–1977) и Galliard (Мэтью Картер, 1978).

Galliard
Galliard, Мэтью Картер, 1978

В 1980-х годах появляются два самых сейчас популярных типа современной антиквы: антиква с упрощёнными, резкими, лаконичными формами и современная голландская антиква, которая началась примерно со шрифта Trinité Брама де Доса (1982).

Trinité

Упрощёнными, угловатыми формами современная антиква отчасти обязана появлению персональных компьютеров и векторных шрифтовых редакторов. Для ранних цифровых шрифтов размер файла был очень критичен, а прямая линия занимала гораздо меньше места в памяти компьютера, чем кривая. Так появилась знаменитая форма засечки в Charter и «квадратная» капля в Swift.

Charter
Charter, Мэтью Картер, 1987. Диагонали вместо скруглений в местах примыкания засечек
Swift
Swift, Герард Унгер, 1984. Буквы были нарисованы на кальке и потом оцифрованы в программе Ikarus

Сейчас современные антиквы чаще всего или идут по пути лаконичности и угловатости форм и сочетания резких и плавных линий, или используют практичные оквадраченные формы овалов, или стремятся к щеголеватой голландской каллиграфичности.
Самые простые для наблюдения признаки, по которым можно определить современную антикву — отсутствие скруглений в месте примыкания

Примеры цифровых шрифтов
CharterCharter
SwiftSwift
PT Serif ProPT Serif Pro
Mediator SerifMediator Serif
Yefimov SerifYefimov Serif
Deca Serif NewDeca Serif New
Где применять современную антикву?

Современная антиква хороша везде, где форма шрифта с засечками уместна, а отсылка к истории — не очень. Кстати, у большинства современных антикв небольшой контраст, а значит, они уверенно работают и на экране, например, в вебе.