Шрифтовая история и классификация: брусковая антиква

Брусковая антиква

Egyptian
Египетский шрифт Роберта Торна, 1820
Время появления: начало XIX века
В двух словах:

Брусковые антиквы — это шрифты, близкие по форме к антикве, но с уменьшенным контрастом. Примерно такими брусковые шрифты были в первые сто лет своего существования, то есть в XIX веке.

История и теория

Египетские шрифты — собирательное название ранних брусковых шрифтов. Первый известный египетский шрифт появился в 1815 году в каталоге лондонского словолитчика Винсента Фиггинса.

У египетских шрифтов почти нет контраста между горизонтальными и вертикальными штрихами. Пропорции прописных знаков равноширинные (то есть нет большой разницы между узкими и широкими буквами), конструкция довольно симметричная, с вертикальной осью овалов. Засечки у брусковой антиквы мощные, прямоугольные, без скруглений.

Название связано с Египетским походом Наполеона Бонапарта (1799), в результате которого в Европе узнали о цивилизации Древнего Египта, а также с названием французского фрегата Egyptienne, захваченного англичанами в 1802 году и привезённого в Лондон в качестве трофея. По легенде, в самом начале XIX века в Париже всё египетское стало ужасно модным, а всё модное, соответственно, пытались назвать египетским — не исключая и шрифты.

Иногда в отдельную подгруппу выделяют итальянские шрифты — брусковые шрифты с обратным контрастом.

Примеры цифровых шрифтов
Xenia
Swordsman
Lehman Egyptian
Liberteen

Lehmann Egyptian — реконструкция узкого брускового шрифта XIX века, сделанного в словолитне Осипа Лемана.

Liberteen — постмодернистская ироничная трактовка классических брусковых шрифтов второй половины XIX века, в частности, шрифта Кларендон.

Пример текстового брускового шрифта — Baltica, кириллический шрифт первой половины XX века по мотивам шрифта Candida Якоба Эрбара.

Неожиданное наблюдение: шрифты старых пишущих машинок по конструкции тоже очень близки к антикве. Например, Optimus — светлый брусковый шрифт, а поскольку это оцифровка шрифта пишущей машинки, то он ещё и моноширинный.

Baltica
Optimus
Зачем нужны?

Брусковые шрифты с явными историческими корнями лучше всего работают в типографике в духе XIX века — как в прямой её имитации, так и в современном дизайне с лёгкими историческими отсылками.

Брусковые шрифты без выраженного характера хорошо читаются в длинном тексте (в том числе в вебе — из-за низкого контраста), а моноширинный брусковый шрифт — находка для современного ироничного дизайнера