Спасибо Дмитрию Голубу за беседу,
которая стала основой для этой статьи.
![Helsa display](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/helsa_display-01.jpg)
С чего началась история Хельзы
Идея сделать эльзевир, соединить всё, что можно, и вытащить яркие детали, типа ноги-шпоры «R», зрела довольно давно. Ещё во время учёбы Тагир Сафаев «выдал» мне задание: шрифт с динамичными формами и смешанным контрастом, который, кстати, я так и не доделал. А лет пять назад на глаза попался каталог Barnhart Bros. & Spindler Type Founders с таким количеством простых, цепляющих идей, что захотелось как-нибудь вернуться к такому шрифту.
![Book of type](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/screenshot_2022-03-30_at_17.25.36.jpg)
Вообще люблю старые шрифтовые каталоги за изъяны, которые остаются в оттисках мелкого кегля. Когда не видишь точного контура, получается переносить в вектор только ощущения от шрифта, а не чужие решения, интерпретировать пластику и пропорции вместо точной реконструкции.
![Elsevir и Helsa display](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/photo_2022-03-25_22.52.37_rev.jpg)
Я постоянно делаю скриншоты экрана, чтобы потом вспоминать, что именно нравилось в тот или иной момент. И однажды во время очередного прокручивания файлов остановился на паре страниц из этого каталога с десятым и семьдесят вторым кеглем узкого эльзевира, который показался одновременно и простым, и витиеватым.
![4000 скриншотов за прошлый год](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/screenshot_2022-03-25_at_16.23.42.jpg)
В 2017 году вышло первое начертание Roslindale. Тогда в мире поднялся интерес к эльзевирам. Шпоры, мягкий контраст, динамичность… Возможно, это наложилось на современный взгляд на шрифты. Примерно в то же время у нас в офисе появился «алтарь Эльзевиров».
Читайте также: Эльзевиры. Странствие термина
![](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/photo_2022-05-16_13.09.38_rev-e1652903495765-1024x658.jpg)
В 2019 году мне показалось, что эльзевиры на пике волны, наверное, поэтому и захотелось сделать свой. За пару недель планировал нарисовать прописные буквы базовой латиницы и кириллицы, минимальный набор пунктуации и цифры, чтобы быстро закончить и перейти к новому проекту. Не думал, что от первого файла до последнего пройдёт почти три года.
Как две недели превратились в три года
У нас в Паратайпе есть одна «проблема»: слишком много классных проектов и слишком много соблазна повторить всё это в своём шрифте. Спецсимволы, альтернативные формы, языки, письменности, отложенные буквы из заказных проектов и так далее. Поэтому я даже не сильно удивился, когда в шрифте оказалась больше тысячи знаков.
Сперва были мысли добавить максимум сербский, македонский, болгарский. Но каждая проверка списка поддерживаемых языков показывала, что стоит добавить ещё один знак и шрифтом можно будет пользоваться на ещё одном языке. Так Хельза начала поддерживать удмуртский, языки Кавказа, нивхский… и полтысячи других, даже язык Маршалловых островов.
Ещё захотелось дать типографам тонкий инструмент. Только среди цифр есть пропорциональные, табличные, старостильные пропорциональные, старостильные табличные, верхние и нижние индексы, дроби, цифры в овалах…
Думаю, при этом получилось оставить шрифт свежим по духу и сделать так, что им можно набрать текст на любом языке народов России. Мало в какой студии на это есть ресурс, поэтому рад, что такая возможность у меня была.
![Helsa на любом языке](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/screenshot_2022-05-12_at_14.01.17.jpg)
Хотелось дать возможность оформлять Хельзой как можно большее количество текстов. Ведь когда готова базовая латиница, то расширять список поддерживаемых европейских языков относительно просто: сформировал рецепт сборки букв, расставил якоря — и готово.
А с языками на основе кириллицы сложнее: много уникальных форм и много модификаций. Поэтому когда в шрифте появились буквы для нивхского языка, перерисовать огонек для языков Маршалловых островов показалось уже не таким сложным и долгим делом…
И пока Helsa Display лежала в Лаборатории Паратайпа, появились удобные инструменты для работы с языками. Тогда вышел hyperglot (проект rosetta type foundry), который подсказывал: добавь ещё букву и твоим шрифтом сможет пользоваться на 30 000 человек больше. Вот и рисуешь этот символ. А теперь ещё всего один, и будет +50 000… такими небольшими добавлениями в итоге я перевалил за 1600 знаков.
Как в Хельзе появился политонический греческий
Тут сперва нужно рассказать о том как вообще в Хельзе появился греческий: одна причина в том самом соблазне повторять в шрифте то, что происходит рядом, а вот другая гораздо неожиданнее — затык с контуром.
Пару лет назад Александра Королькова делала по заказу издательства при афонском монастыре реконструкцию шрифта Яна ван Кримпена (Jan van Krimpen) Antigone Greek и в процессе мне посчастливилось увидеть сканы византийских рукописей, в которых были безумно интересные примеры старогреческого. До этого в голове о греческом языке было только две мысли: есть греческий, есть политоника, греческий — другой, а политоники — много. А тут захотелось уточнить детали и понять как это работает.
Я изначально не планировал добавлять греческий в Хельзу. Но после многих заходов у меня случился кризис формы — просто не мог рисовать строчные: набор не нравится, пропорции не тянут, ритм штрихов валится, пластика не та… Вот и решил чуть-чуть отвлечься на другую письменность, причём такую, в которую не получится скопировать ошибки из латиницы и кириллицы.
Забавно, но первый вариант я сгенерировал в faux greek — проекте, автоматически создающем греческий шрифт нужных пропорций. Думал добавить напряжения в форму, а потом удалить это из шрифта, но насмотрелся на Антигону, Brill, архивные рукописи и всё перерисовал.
![Helsa](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/screenshot_2022-03-29_at_16.18.03_rev.jpg)
Думаю, что «латинские» греческие буквы ван Кримпена сильно повлияли на то, как в итоге выглядят все знаки в Хельзе.
![Oedipus the king](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/screenshot_2022-03-30_at_17.58.37.jpg)
А после одного из созвонов с заказчиком Антигоны подумал… ну а вдруг в этом монастыре смогут использовать Хельзу для какой-нибудь книги? Политоника — это ведь диакритика, а диакритику добавлять легко… вот и ещё сотня знаков в шрифте. Это как снежный ком, каждое добавление чего бы то ни было — это был очень маленький шажок. Нарисую варию, разверну — вот оксия, поверну, дорисую, добавлю… и после каждого сохранения: 600 знаков, 620… 700… 900… уже и не важно, сколько.
![Helsa, версии](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/screenshot_2022-03-30_at_17.54.17_rev.jpg)
Стилистика, настроение, пластическое единство знаков
Очень долго внутри Хельзы было сразу два шрифта: основной и более акцидентный, в котором ритм заметно менялся переключением на широкие буквы. Ещё у каждого знака была альтернативная форма с чуть более гнутыми засечками и немного большим прогибом в горизонтали. Тогда я делал это специально для очень крупного набора, не меньше 280 кегля.
![Основной и более акцидентный варианты](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/screenshot_2022-03-30_at_19.43.12_rev.jpg)
Но когда собирал вариативную версию для сайта «Современной кириллицы», понял, что такие нерешительные детали ничего не добавляют, кроме лишней работы. Поэтому оставил в шрифте только заметно меняющие ритм текста знаки: круглые «O» и «Q» (спасибо Александру Любовенко за идею), шипастую «К», треугольные «Д», «Л» и так далее.
Включаешь альтернативы – набор становится торжественнее, как раз для работы на титульных листах. В Хельзе даже есть шрифтовая пасхалка: форма русской «И» как зеркально отражённая N из этих альтернатив. Как-то уж слишком сильно мне нравятся шестидесятники и семидесятники.
![Альтернативы](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/screenshot_2022-03-29_at_23.25.12_rev.jpg)
Листая их титулы, я часто встречал такую форму вместе с «D» вместо «Д». На латинскую «D» в этой версии шрифта я не осмелился. Отразить N и оставить светлые вертикали с насыщенной диагональю — ещё ладно, но поставить дубликат из латиницы — уже слишком. Успокаиваю себя мыслью, что тот, кто дотянется до альтернатив, уже понимает, зачем типографу такая «И».
![Oedipus the king](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/screenshot_2022-03-29_at_23.47.40.jpg)
В. Шекспир «Виндзорские насмешницы», 1965
Взято из книги «Искусство шрифта. Работы московских художников книги»
В Хельзе есть тире и двоеточие, выравнивающиеся по центру прописных, есть цифры на все случаи жизни и математические символы в индексах. Ещё один «стилистический» сет — это удобный переключатель заливки для цифр в овалах. Сначала я вообще не собирался их добавлять, но когда готовили графику к релизу шрифта, Маша Касаткина сказала, что шрифт с цифрами в овалах лучше, чем шрифт без них. Как после таких слов не дорисовать? Поэтому сперва появились овалы, потом цифры в овалах с обводкой, потом цифры в тёмных овалах…
В каталоге «Современной кириллицы 2021» тоже есть небольшая пасхалка: текст на шмуцтитулах всегда одинаковый, меняется только полупрозрачная плашка с категорией. Поэтому я попробовал немного добавить динамики словам и хаотично менял буквы на их альтернативы.
![Каталог Современной кириллицы 2021](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/photo_2022-03-25_22.33.29.jpg)
![Каталог Современной кириллицы 2021](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/helsa_modern_cyr_cat.jpg)
Вариативность и другие планы
С вариативной версией Helsa для «Современной кириллицы 2021» было весело. За пару дней работы у прописных букв появилась ось, которая меняет пропорции от обычных до ультрашироких.
![Вариативность Helsa Display](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/ezgif.com-gif-maker-12.gif)
Сначала я сделал только буквы из логотипа, потом уже дорисовывал буквы для всех заголовков, но не смог остановиться и на всякий случай сделал и все остальные. Жаль, но сейчас уже не получится использовать эту версию — с прошлой весны шрифт стал другим. Поменялись пропорции и ритм штрихов, изменились толщины засечек и скругления, поэтому, чтобы возвращаться к этой оси, нужно всю широкую версию делать заново.
Ещё есть мысли дополнить базовое начертание несколькими более акцидентными только из прописных букв и сделать курсив. Я ещё вернусь к вариативной версии, в которой можно будет выбрать ширину и насыщенность, но это точно будет только для прописных знаков.
Курсив — самое сложное. Его точно надо делать, но как только вспоминаю, что теперь рисовать его придётся не для 900 знаков, на которые я рассчитывал, а для 1600, которые там есть сегодня — становится страшно.
![курсив Helsa Display](https://info.paratype.ru/wp-content/uploads/2022/05/helsa_09_01_rev1.jpg)
Поэтому сперва появится наклонное начертание и только для прописных, а после уже буду думать о настоящем курсиве.
Арт-директор Паратайпа Александра Королькова о Helsa Display
В каком кегле использовать шрифт
Когда я собирал для Хельзы подачу на конкурсы, нужно было определять шрифт в категорию display, а рука не поднимается. Ну да, это не текстовые пропорции, но набираю двадцатым кеглем, печатаю – читается нормально. А если набрать только прописными и сделать побольше разрядку, то она работает и в больших массивах меньшего кегля.
Похоже, что за время проработки Хельза стала не только акциденцией для одного слова. Теперь она отлично живёт в абзацах на тысячи знаков и мне это очень нравится. Она занимает очень мало места в строке благодаря компактным пропорциям, так что можно ещё и бумагу меньше тратить.
Хельза в жизни
Было очень приятно видеть вместе Хельзу и Спайл в проекте «Франция и Россия. 10 веков вместе» музеев Московского кремля. Такой контраст точно подчеркнул пластику обоих шрифтов. А ещё Елизавета Корунова с коллегами сделали такой мерч, который захотелось купить.
Ещё один font in use, которым хочется делиться — это обложка для клипа «Ария дивы» Земфиры.
Это не значит, что мне нравится только «академическое» и «высокое» использование. Ещё на старте «лабораторной» жизни Хельзы Анатолий Микалюк делился макетами, которые помогли настроиться на нужную волну и представлять шрифт в разном окружении.
Параллельно я запускал клуб шрифтовой импровизации, в котором четверо участников одновременно в прямом эфире рисуют общий шрифт. Обложку и промо оформлял Хельзой и это помогло довести титульные альтернативы до финального вида.
Поэтому я думаю, что Helsa Display хороша для брендинга музеев и выставок, альтернативных музыкальных групп, независимых марок одежды и парфюмерии, и вообще для любых тем, связанных с дизайном или историей. Музеи и музыка — вот где мне как автору больше всего хочется видеть свой шрифт.
Считаю, что каждый проект — коллаборация.
Поэтому хочу сказать спасибо тем, без кого шрифт был бы другим: Светлане Недашковской за помощь в выборе букв и поддержку, Александре Корольковой за уточняющие комментарии, Геннадию Фридману за тонкие замечания по конструкциям знаков и терпение, Александру Любовенко за kerntool, Дмитрию Голубу за занимательные разговоры, Анне Якуповой за атмосферу в нашей команде, Борису Мироновичу Левину, Оле Крыловой и Константину Кунарёву за то что шрифт видят так, как он задуман, Маше Касаткиной и пользователям лабораторной версии за примеры использования и доверие.
Спасибо!