Эльзевиры. Странствие термина

Очерк посвящается другу и наставнику, Денису Машарову

Издательский дом Эльзевиров

Ранняя история дома Эльзевиров теряется в веках. Первые упоминания о семье начинаются с 1540 года, когда в городе Лёвен родился Лодевейк Эльзевир, который напечатал свою первую книгу в 1583 году, стал успешным, основал династию. Но само слово Elsevier (возможны также написания Elzevier и Elzevir) ничего не значит ни в голландском, ни во фламандском языках. Судя по всему, Лодевейк — выходец из семьи сефардских эмигрантов из Испании, где в 1492 году король Фердинанд II Арагонский издал указ об изгнании всех евреев из страны. На иврите, сефер (ספר) значит книга, а в еврейско-марокканских диалектах, очень близких к арабскому языку, использовался определённый артикль «Аль». Альтернативные, но, возможно менее вероятные версии происхождения фамилии: непосредственно от арабского Аль-Сафир (السفير) — посол, либо от фламандского Helsche Vier — четверо из ада.

К XVII веку издательство переехало в Лейден, обрело большую славу, изобрело свой одноименный формат карманных книг, которые стали невероятно желанными для библиофилов по всей Европе. Считается, что первая книга карманного формата «Эльзевир» была напечатана в 1583 году.

Turcici Imperii Status (1630), «Эльзевир» посвященный Турции. Источник — elzevier.com

Всего же издательство выпустило более 2200 книг, около 3000 диссертаций. На книгах Эльзевиров стояла издательская марка с девизом Non Solus. Для современников она была знаком наивысшего качества.


Во второй половине XVII века основной для Эльзевиров становится типография в Амстердаме. Кроме произведений античных авторов, издаются произведения современников — Бэкона, Галилея, Корнеля, Мольера, Паскаля, Рабле и других. Эльзевиры сыграли значительную роль в истории книжного дела, подготовив почву для дальнейшего развития полиграфии эпохи европейского Просвещения. Династия просуществовала до 1712 года. Позже, в 1880 году в Голландии было основано научное издательство Elsevier, которое также стало использовать и издательскую марку Non Solus. Это издательство существует до сих пор, но к оригинальной династии не имеет никакого отношения.

Кристоффель Ван Дейк

Возникновение термина «Эльзевир» именно в шрифтах неразрывно связано с работами Кристоффеля Ван Дейка (*1600-5, Дексхайм — †1669, Амстердам), одного из величайших голландских словолитчиков и печатников. Его шрифты по сути были продолжением и переосмыслением антикв Клода Гарамона и других, которые бы мы сейчас назвали старостильными. Однако в работе Ван Дейка уже начинали появляться некоторые барочные черты.

Образец шрифта Аскедоника словолитни Энсхеде, отлитый с матриц Ван Дейка

Ван Дейк основал собственную словолитню, которая после его смерти отошла его сыну, Аврааму Ван Дейку (*1645—†1672), пережившему отца менее чем на три года. После смерти Авраама бóльшая часть имущества словолитни была выставлена на аукцион, и его приобрёл Даниэль Эльзевир. Впоследствии с лёгкой руки Карла Энсхеде появился миф о том, что единственным автором шрифтов для знаменитого Лейденского издательства является именно Ван Дейк. В издательстве Эльзевир действительно много книг было напечатано шрифтами, отлитыми с матриц Ван Дейка, но также применялись и шрифты других авторов.

Образец шрифтов Кристоффеля Ван Дейка, отпечатанный в типографии Даниэля Эльзевира, 1681г.

Эльзевиры XIX века

Луи Бенуа Перрен

Возвращением понятия «Эльзевиры» в типографику XIX века — отчасти в новом значении — мы обязаны Луи Перрену (*1799 — †1865), печатнику, литографу, гравёру и книготорговцу из Лиона.

К середине XIX века во Франции уже начала проявляться усталость от вездесущих антикв нового стиля, в основном Дидо. Это несложно понять, так как помимо засилья таких шрифтов как такового, долго читать тексты, набранные кеглем мельче 12 пт, было сложно. Этим шрифтам присущ большой контраст между тонкими и плотными штрихами, и в мелком кегле это создаёт большую нагрузку на глаза.

По счастливому стечению обстоятельств, в 1845 году при раскопках в Лионе были обнаружены древнеримские руины с некими надписями, выбитыми в камне. Шрифт же в этих надписях заметно отличался от капитального монументального письма, в первую очередь пропорциями. Перрен срисовал буквы с этих надписей и поручил словолитчику Франциску Рею создать полный алфавит с прописными буквами, который он назвал «знаками Августа» (les Augusteaux). Далее, при участии самого Перрена, Рея и гравера Жана-Мари Фужера начинается разработка антиквы, которая была бы избавлена от тех качеств, за которые критиковали шрифты Дидо. За основу для прописных был взят рисунок тех самых «les Augusteaux», а для строчных базой послужили антиквы Ван Дейка, которые уже тогда называли Эльзевирами. Так старинное название обрело новый смысл в XIX веке.

Augustaux Exemple, Augustaux, n° 1
Augustaux Exemple, Augustaux, n° 2
Augustaux Exemple, Augustaux, n° 5
Augustaux Exemple, Augustaux, n° 6
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 
Шрифт Les Augusteaux. Работа Луи Перрена, Жана-Мари Фужера и Франциска Рея. Источник — signes.org

Путешествие по планете

Новый стиль — открытые апертуры, слабовыраженные засечки, фирменные пропорции прописных и еще более фирменная нога-шпора в букве R — притянул к себе общественное внимание. Шрифты этого типа быстро становятся популярными. Буквально через пару лет после Перрена их начинают изготавливать многие французские словолитни.

FR_01_Turlot
FR_02_Anglais_n1_7pt
FR_03_Anglais_n2_10pt
FR_03_Anglais_n3_12pt
FR_04_David_n1
FR_05_David_n2
FR_06_Francais_n2
FR_07_Jouaust_n1_7pt
FR_08_Jouaust_n3_10pt
FR_09_Plantin
FR_10_Plantin
FR_11_Warnery
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 
Другие французские эльзевиры: Elzévier Turlot, Elzévier Anglais, Elzévier David, Elzévier Français, Elzévier Jouaust, Elzévier Plantin, Elzévier Warnery.

Затем, в 1885 году, Альберт Анклам из Гамбурга создаёт шрифт в этом же жанре для словолитни Генцш и Гейзе (Genzsch & Heyse), и называет его Römische Antiqua. Здесь стоит добавить, что в плане названий немцы шли немного иным путём, и по причине того, что прописные буквы в шрифте лез Огюсто были основаны на древнеримских надписях, шрифты подобного стиля часто назывались Römisch, Lateinisch, Romana и тому подобные.

DE_01_Roemisch
DE_02_RomanaArtistica
DE_03_RomanaArtistica
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 
Römisch Antiqua, словолитня Genzsch & Heyse. Источник Letterformarchive.org,
Romana Artistica. Источник — Денис Машаров

В Америку шрифты Генцш и Гейзе привёз Теодор Лоу Де Винн. В США термин «эльзевир» появляется снова. Вслед за Де Винном, свои эльзевиры делают Барнхардт Бразерс & Спиндлер, Инланд Тайп Фаундри и многие другие.п

US_03_Barnhardt_Elzevier_Masharov
US_01_Inland_FrenchOldStyle_Masharov
US_02_Inland_FrenchOldStyle_Masharov
US_04_Barnhardt_14ptElzevier_Masharov
US_05_DeVinneOpen
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 
Inland Type Foundry, French Old Style. Источник — Денис Машаров.
Barnhardt Brothers & Spindler, Elzevir. Источник — Денис Машаров.
Central Type Foundry, DeVinne Open. Источник — fontsinuse.com

Эльзевиры в ХX веке

Вернёмся в Германию. В 1899 году Петер Шорр создает первое начертание шрифта Lateinisch для словолитни Бертгольда. В 1902 году, гарнитура была расширена до 6 начертаний, а специально для петербургского отделения Бертгольда была изготовлена Lateinisch Russisch или иначе — гарнитура Латинская. В довоенный период в России продолжают появляться и другие эльзевиры, например, гарнитура Рената. Этот шрифт был выпущен в конце XIX века словолитней Кребса. Он производился также словолитней Поппельбаума в Вене, словолитней Лемана в Санкт-Петербурге, Пражской словолитней (везде — включая кириллическую версию). Позже немецким филиалом Mergenthaler Linotype этот шрифт был адаптирован для строкоотливных машин (также с кириллицей).

Удивительно, но гарнитура Латинская уцелела даже после революции 1917 года, став буквально одной из нескольких антикв в советском ГОСТе, под именем гарнитуры 27. После стандартизации и уточнения рисунка букв, сделанного Галиной Банниковой, шрифт стал называться гарнитурой Литературной. Надолго Литературная стала «антиквой по умолчанию» в СССР.

RI_01_LatPoluzhir_Berthold
RR_02_Latinsky_Kovensky
RR_03_Latinsky_Kovensky
RR_04_Latinsky_Kovensky
RR_05_Renata_Kovensky
RR_06_Renata_Kovensky
SU_07_Renato
SU_09_Literaturnaya
SU_08_Literaturnaya
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 
Латинский полужирный Бертгольда, 1902г. Источник — Денис Машаров
Латинский, графические мастерские Академического издательства, 1910-е. Источник — РНБ
Рената, графические мастерские Академического издательства, 1910-е. Источник — РНБ
Ренато, каталог шрифтов Можайского УИКа, 1927г. Источник — РГБ
Гарнитура Литературная, 1930-е. см. Искусство Галины Банниковой

Современность

Вероятнее всего, повторный интерес к эльзевирам возник по причинам, схожим с усталостью от контрастных, закрытых шрифтов в середине XIX века во Франции. К середине 2010-х это был, пожалуй, единственный жанр, не освоенный современными шрифтовыми дизайнерами.

В конце 2010-х Дэвид Джонатан Росс выпустил первое начертание шрифта Roslindale — честный ревайвал шрифтов Де Винна, конца XIX века, а Тобиас Фрер Джонс и Нина Штёссингер создали шрифт Empirica — внимательный ревайвал les Augusteaux Луи Перрена. В 2020 Ник Недашковский в Паратайпе спроектировал первую версию шрифта Helsa Display для Лаборатории Паратайп — стройную и эксцентричную антикву для заголовков и коротких текстов. Юлия Гонина из TypeType в марте 2021 сделала TT Ricordi Todi — акцидентный шрифт с сильным харакетром, эльзевирными чертами и лёгким привкусом русского модерна.

Cont_03_Roslindale
Cont_04_Empirica
Cont_04b_Helsa
Cont_05_TTRicordiTodi
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 
Roslindale, Empirica, Helsa Display, TT Ricordi Todi

Интерес к эльзевирам заметен и в реальном применении в дизайне, примечательны работы Глущенкоиздата, фирменный стиль Типомании 2021, в которых активно используется Литературная.

typomania_festival_191303630_286795589774530_6075086737786389988_n
typomania_festival_194056625_770310207011231_4515471739843239100_n
typomania_festival_163698826_442183067017121_5891346903086177422_n
typomania_festival_189126589_477068026710654_2132200962589934758_n
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 
Фирменный стиль Типомании 2021, источник; — инстаграм @typomania_festival

В 2018 году в нашей студии появился «алтарь Эльзевиров» — стена, увешанная распечатками исторических шрифтов-референсов. С тех пор наша студия работает над шрифтами этого жанра. Сейчас в процессе Scoville — острый шрифт с вариативной конструкцией — от эльзевира до шотландской антиквы, Epice — жирный и мягкий акцидентный эльзевир, а также — расширенная версия гарнитуры Литературной. В начале 2022 года вышла финальная версия Хельзы — Ник Недашковский почти полностью перерисовал шрифт и значительно расширил его по знаковому составу.

Helsa_Display-01
Helsa_Display-02
Helsa_Display-03
Helsa_Display-04
Helsa_Display-05
Helsa_Display-06
Helsa_Display-07
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow

Отдельная благодарность Константину Головченко за пояснения