Впервые опубликовано в книге «Великие Шрифты 2. Антиквы» в 2007 году.
Каждому практикующему дизайнеру известна гарнитура Школьная, или SchoolBook. Она соответствует своему названию: в России ею действительно набираются школьные учебники и многие детские книги с 60-х годов ХХ века. Первая кириллическая версия Школьной в нашей стране, первоначально названная Пионер, была создана еще в 1939 году коллективом дизайнеров под руководством Евгения Черневского.
Прародитель Школьной называется Century Roman, и создан он в 1894 году Линном Бойдом Бентоном, американским пуансонистом и изобретателем (он изобрел и внедрил машину для гравирования пуансонов), в сотрудничестве с известным американским типографом Теодором Лоу де Винном. Своим же названием шрифт обязан журналу The Century Magazine («Столетие»), который печатал де Винн в собственной типографии и специально для которого был спроектирован Century.
В свою очередь, сам шрифт Century можно отнести к шрифтам, порожденным все той же промышленной — а заодно уж и типографической — революцией XIX века, что и египетские (брусковые) шрифты, и сверхжирные акцидентные, и гротески разных типов и форм…
Теодор де Винн, чье имя вместе с именем Линна Бентона теперь указано после названия Century во всех справочниках, был одним из самых авторитетных теоретиков и практиков издательского дела и владельцем лучшей в США типографии. С 1873 года эта типография печатала журнал Scribner’s Monthly, переименованный позднее в Тhe Century Magazine. В 1881 году по настоянию и с помощью издателей, требовавших для журнала самой качественной печати, де Винн внедрил в своей типографии ряд технических новшеств. Он установил более совершенные печатные машины и стал использовать мелованную бумагу, изобретенную при его непосредственном участии. Затем пришло время и для пересмотра шрифта, которым набирался журнал. Линн Бентон, которому Теодор де Винн заказал спроектировать и нарезать новый шрифт, взяв за основу все тот же тип антиквы нового стиля, усилил тонкие непрактичные штрихи и «анемичные» засечки и добился более выразительного и разумного распределения белого во внутрибуквенных просветах. Вместе с тем шрифт остался достаточно ёмким, то есть экономичным, что очень устроило издателей журнала. Century в полной мере отвечал требованиям клиента и времени, чем и объясняется успех, выпавший на его долю в последующие годы.
Подобно Таймсу тридцать лет спустя, популярность Century со временем переросла популярность журнала, для которого шрифт был разработан. Его рисунок послужил основой для многочисленных шрифтовых вариаций. Сын создателя Century, Моррис Фуллер Бентон, стал директором отдела шрифтового дизайна компании American Typefounders (ATF) и спроектировал свыше двух сотен шрифтов, включая 18 различных вариантов Century, в том числе слегка расширенную версию, названную Century Expanded (1900), Century Oldstyle (1906) и Century Schoolbook (1918).
В нашей стране первоначальный вариант Century никогда не был распространен широко. В отличие от Школьной, попавшей в обойму и ставшей лицом нашей учебной литературы, первый, «обычный», книжный Century оставался малоизвестным. В 90-е годы московская студия Аз-Зет разработала кириллическую версию Century в формате PCL (дизайнер Дмитрий Абрикосов) на основе Century Expanded, а рижская фирма Tilde выпустила шрифт AG Centurion (дизайнер Андрейс Гринбергс) с кириллицей на основе Century Oldstyle. Но эти попытки внедрить варианты Century в российскую типографику не имели особого успеха и сейчас эти гарнитуры не выпускаются.
Century широко применяли, и видоизменился он сильнее, чем любой другой из великих и знаменитых шрифтов. За семьдесят лет до нынешней тенденции к разработке супергарнитур в семействе Century оказались шрифты разных классификационных групп — если сам Century относится к антикве нового стиля, то шрифту Century Oldstyle намеренно приданы некоторые черты старостильной антиквы, а Century Schoolbook — это уже яркий и несомненный Кларендон. Так решительно повлияло на общий тип и облик шрифта его дальнейшее развитие — усиление горизонтальных элементов, уменьшение контраста, а главное — изменение пропорций.
Контрастные брусковые шрифты со скругленными засечками, или шрифты типа Кларендон (также называемые English Egyptienne), появились в Англии в середине XIX века. Своим названием вся эта группа обязана одному шрифту — Clarendon (1845), автором которого считается Роберт Бесли, c 1838 года работавший в лондонской словолитне Fann Street Foundry совместно с Уильямом Тороугудом. Без сомнения, в разработке шрифта участвовал также пуансонист Бенджамин Фокс (Benjamin Fox). Название Clarendon связывают с оксфордским издательством Clarendon Press, для которого новый шрифт будто бы был первоначально изготовлен, о чем упоминает де Винн в своей книге «Plain Printing Types» (1900). Это был узкий жирный шрифт, который предназначался не для плакатов и объявлений (как большинство появившихся тогда акцидентных шрифтов), а для выделения отдельных слов в сплошном тексте. Оказавшись успешным проектом, он спровоцировал появление целой группы шрифтов того же типа, применявшихся подобным образом и получившей общее название Clarendon, или Ionic.
В 1953 году новый вариант этого шрифта Haas Clarendon разработали Герман Айденбенц и Эдуард Хофман для швейцарской фирмы Haasche Schriftengiesserei (Haas). Швейцарская школа типографики активно применяла Clarendon как удобочитаемый шрифт с нейтральным рисунком, и это вызвало волну подражаний и реконструкций этого шрифта. Вариант Кларендона под названием Volta (1955) был разработан Конрадом Бауэром и Вальтером Баумом для немецкой фирмы Bauer. Оригинальный Clarendon XIX века был выпущен английской фирмой Stephenson Blake под названием Consort (1956). В Америке дизайнер Фримэн Кроу создал для ATF свой вариант Кларендона, названный Craw Clarendon (1955–1960). Немецкая фирма Stempel в 1961–1963 годах разработала к гарнитуре Haas Clarendon дополнительные начертания. Было много и других вариантов шрифтов этого типа.
В 20-30-х годах ХХ века под воздействием шрифтов типа Кларендон ведущим дизайнером компании Mergenthaler Linotype Чонси Гриффитом специально для газетного набора была разработана группа так называемых «удобочитаемых шрифтов» (legibility types) — Ionic #5 (1925), Excelsior (1931), Corona (1931), Paragon (1935), Opticon (1935). Позже другие шрифтовые фирмы тоже стали выпускать газетные шрифты подобного типа (Olympian, Ideal, Regal, Royal, Imperial и др.).
В это время уже существовал и развивался Century. Сейчас едва ли возможно сказать с уверенностью, были ли новые версии Century действительно разработаны по типу Кларендона — или же в них воплотились идеи, владевшие тогда умами типографов и дизайнеров. В любом случае Clarendon и полвека экспериментов с заголовочными и акцидентными шрифтами все равно имели к этому отношение, хотя бы косвенное.
Гарнитура Century Schoolbook была специально спроектирована для набора школьных учебников. Она имеет довольно длинные увесистые засечки с плавным скруглением в месте присоединения к основным штрихам. Ее основные и соединительные штрихи значительно массивнее, чем в большинстве антиквенных шрифтов, и их энергичная насыщенность подчеркивается сбалансированными внутрибуквенными просветами, а также разумными пробелами вокруг букв. Каплевидные элементы сохранили форму окружности, но стали значительно меньше, чем в более ранних вариантах Century. Толщины соединительных штрихов приближены к толщинам основных, что делает этот шрифт малоконтрастным. Своеобразие рисунка каждой буквы даже слегка преувеличено для большей ясности, что безусловно благоприятствует ее распознаванию. Обращает на себя внимание форма прописного Q с широкой петлей внутри овала, образованной S-образным хвостом. Пропорции знаков довольно широкие, а рисунок шрифта статичный и скорее закрытый, но это не препятствует чтению. Контраст в насыщенности между основным и жирным начертаниями весьма значителен, что позволяет читателю хорошо воспринимать выделения в тексте. Гарнитура в целом производит впечатление надежности и достоверности.
Ясность и высокая удобочитаемость гарнитуры Century Schoolbook делают ее «дружелюбной» по отношению к читателю. Ее используют не только для набора учебников, но также в рекламе и акциденции, дизайне книг и другой печатной продукции.
В связи с такой популярностью Century Schoolbook фирма Linotype в 1980 году предприняла разработку ее новой, улучшенной версии, названной New Century Schoolbook, которую создал Мэтью Картер. Цифровая версия этой гарнитуры была включена в комплект шрифтов для постскриптовских выводных устройств и благодаря этому получила широчайшее распространение. В 1997 году российским дизайнером Алексеем Чекулаевым для фирмы Linotype была разработана кириллическая версия New Century Schoolbook. Ее рисунок создавался явно не без влияния Школьной гарнитуры.
Существует несколько кириллических версий Century Schoolbook. Но самым лучшим кириллическим шрифтом, близким по рисунку к Century Schoolbook, остается гарнитура Школьная, разработанная в Отделе наборных шрифтов НИИ Полиграфического машиностроения в 1961 году коллективом дизайнеров под руководством Елены Царегородцевой. Она также предназначена для набора учебников и детской литературы, но применяется гораздо шире. Цифровую версию Школьной под названием SchoolBook распространяет компания ПараТайп. Существует также ее специальная версия, разработанная с учетом требований российских Санитарно-эпидимиологических правил и гигиенических нормативов (СанПин). Любопытно, что шрифт, созданный полвека назад, удовлетворяет последним современным стандартам.
Рисунок Школьной чуть-чуть грубее, чем у Century Schoolbook (что неудивительно, поскольку это не копия, а перерисовка), но он сохранил все особенности прототипа. В целом Школьная выглядит как шрифт, нейтральный по рисунку и сбалансированный по пропорциям и насыщенности. Недаром она пользуется заслуженной популярностью уже столько лет.
Кстати, гарнитура Букварная (TextBook), предназначенная для обучения чтению самых маленьких, была разработана также Еленой Царегородцевой в 1958 году. У Букварной нет конкретного латинского прототипа, а особенности рисунка позволяют отнести ее к старым гротескам. Вместе с тем даже с первого взгляда на Букварную ясно, что при ее создании был учтен опыт разработки первых вариантов Школьной.
У гарнитуры Century Schoolbook замечательные перспективы. Помимо применения по своему прямому назначению, она способна неожиданно и ярко проявлять себя в самых разных дизайнерских решениях. Что же касается Century Roman и других членов многочисленного семейства Century, то их время в нашей типографике, вероятно, еще наступит.
SchoolBook New — обновлённая версия гарнитуры Школьной. Текстовая антиква для детских книг и взрослых лонгридов.