Впервые опубликовано в книге «Великие Шрифты 2. Антиквы» в 2007 году.
Гарнитура Swift принадлежит к послевоенному поколению западных газетных шрифтов. Может быть, отчасти случайно, но сложилось так, что именно Swift стал пока единственным представителем всей этой группы в кириллице.
К 80-м годам прошлого века самым жестким технологическим процессом, предъявлявшим большинство требований к шрифту, оставалась именно печать в типографиях. Западные газеты в то время печатались на скоростных ротационных машинах, применяя очень жидкие краски на относительно грубой газетной бумаге. При этом, несмотря на появление ряда новых шрифтов, многие газеты по-прежнему набирались либо шрифтами, похожими на Excelsior, ведущий свою родословную с 1930-х годов, либо их ровесником — неувядающим Times. Голландский дизайнер Герард Унгер оказался одним из первых, кто почувствовал «витающую в воздухе» потребность газет в новом, ясном, четком, активном, может быть, немного грубоватом, но убедительном и очень хорошо читаемом шрифте. По крайней мере примерно так Унгер говорит об этом сегодня.
Герард Унгер родился в Арнхеме, Нидерланды, в 1942 году. В 1963–1967 годах изучал графический дизайн, типографику и шрифтовой дизайн в Академии Gerrit Rietveld в Амстердаме. Первым профессиональным шрифтом Унгера стал гравированный на пластике Markeur (1972). Затем последовал M.O.L. (1974), созданный совместно с рабочей группой под руководством Питера Браттинги (Pieter Brattinga) и предназначенный для системы надписей в метро Амстердама.
С 1975 года Герард Унгер — независимый график¬дизайнер. По заказам он оформляет марки, монеты, журналы, газеты, книги, логитипы, корпоративные документы и другую печатную продукцию. Одновременно он проектирует шрифты. За первыми работами последовали антиква Demos (1975) и парный к ней гротеск Praxis (1976). Это был один из первых успешных опытов разработки так называемых супергарнитур, то есть шрифтов различных классификационных типов, согласованных между собой и предназначенных для совместного применения. Далее были разработаны Hollander (1983), созданный по мотивам работ старых голландских мастеров, оригинальный гротеск курсивного типа Flora (1984), который в 1989 году лицензировала американская фирма ITC, и, наконец, Swift (1985).
Swift был создан Герардом Унгером для немецкой фирмы Hell. Вместе с тем сам Унгер признается, что идея этого шрифта была его собственной. Перевод названия раскрывает самую суть шрифта: Swift — это стриж. Согласно концепции Унгера, газетный шрифт, как стриж, живет в полете. Его стихия — воздух и скорость. Современные газеты читаются, как известно, в спешке, часто на ходу или в транспорте, при скудном меняющемся освещении и множестве помех. От шрифта зависит, станет человек вообще читать газету или отложит, лишь бегло просмотрев.
Унгер рисовал Swift карандашом на кальке, затем эти оригиналы были оцифрованы с помощью компьютерной системы Ikarus на фирме Hell. Далее была сделана пробная распечатка на фотонаборной машине и по ней дизайнер наметил необходимую корректировку формы. Затем в контур знаков были внесены исправления, сделана новая распечатка, по ней новая корректировка, и так несколько раз по каждому начертанию, пока шрифт не был совсем закончен. Результат мы можем наблюдать собственными глазами.
Любая критика в первую очередь отмечает ясность и читаемость Swift даже при неблагоприятных условиях. У этого шрифта мощные, широкие (как крылья!) засечки треугольной или клинообразной формы. В заголовочных начертаниях в наборе они могут почти сливаться, словно передавая эстафету от одной буквы к другой. Открытость и напряжение основных знаковых форм сильнее выявляют внутрибуквенное и межбуквенное пространство, которые в свою очередь составляют как бы самостоятельные формы. Подобно тому, как птица ловит крыльями ветер, заставляя воздух пружинить и подчиняя его своей воле, Унгер в своем шрифте заставляет работать пространство между буквами и внутри них.
С одной стороны, Swift — характерный шрифт ХХ века с крупным очком; с другой же — увеличение роста строчных все-таки остается в пределах разумного и находит поддержку в рациональных голландских барочных шрифтах XVII века. Кроме того, при внимательном взгляде на Swift видно, что объем внутрибуквенного белого пространства увеличен в нем всеми возможными способами. Почти полное отсутствие острых углов в соединениях облегчают воспроизведение знаков на экране при невысоком разрешении.
Несмотря на всю оригинальность и современный характер гарнитуры Swift, ее связь с предшественниками — голландскими шрифтами позднего Возрождения и барокко — видна при подробном рассмотрении достаточно ясно. Не менее сильное влияние на Унгера оказал знаменитый американский дизайнер Уильям Двиггинс, один из ведущих художников фирмы Mergenthaler Linotype, который уже в 1930-е годы работал над более удобочитаемыми газетными шрифтами. Его идеи были подхвачены и развиты Унгером. Среди непосредственных предшественников Swift можно назвать также Vendôme (1951–1954) Франсуа Гано, Trump Mediaeval (1954–1960) Георга Трумпа и Méridien (1957) Адриана Фрутигера. Сходство нельзя назвать прямым и очевидным, оно лежит скорее на уровне идеи, общей концепции — а также деталей. В частности, все эти шрифты имеют мощные треугольные засечки, благоприятствующие процессу чтения.
В 1987 году Swift был выпущен фирмой Hell. Это был уже не первый совместный проект Hell и Герарда Унгера: упомянутые гарнитуры Demos, Praxis и Hollander также разрабатывались для этой фирмы. Шрифт быстро завоевал популярность; особенно широко его использовали в газетах Голландии и скандинавских стран. В 1988 году за гарнитуру Swift Герарду Унгеру был присужден престижный дизайнерский приз Gravisie. Семь лет спустя автор существенно пересмотрел свой шрифт как с художественной, так и с технической стороны, собственноручно оцифровал его на компьютере, теперь уже персональном, и выпустил под собственной маркой новую версию гарнитуры Swift 2.0 в двенадцати начертаниях с капительными вариантами в каждом.
За прошедшие двадцать лет западные газеты улучшили качество бумаги и печати. Популярность Swift как шрифта повышенной живучести к сегодняшнему дню поубавилась, так как газеты получили возможность использовать более изящные новые шрифты. Как отмечается теперь в аннотациях, Swift чаще используется «не внутри газет, а снаружи», то есть в заголовках и для внешнего оформления.
Автор Swift к настоящему времени разработал свыше двадцати гарнитур. Все эти шрифты очень практичны, у них ясно определена область решаемых задач. Например, Capitolium создавался к двухтысячелетию ристианства и Римской католической церкви по заказу Римского агентства по подготовке Юбилея (Agenzia Romana per la Preparazione del Giubileo) и предназначался для уличной информационной системы в Риме. Отправной точкой для него послужили работы итальянского каллиграфа XVI века Джованни Франческо Креши. Capitolium News — развитие того же проекта путем создания вариантов более мощного рисунка, которые могли бы использоваться при наборе газет. Vesta — гротеск, форма которого навеяна образцами древнеримских надписей республиканского периода (он назван в честь храма богини Весты в Тиволи). Тем не менее это современный шрифт, развитый по начертаниям, рисунок которого рассчитан на сочетание с другими шрифтами Унгера, такими, как антиквы Gulliver, Corranto и Capitolium News.
Другие шрифты Унгера предназначены для других целей. Например, в рамках большого проекта ANWB fonts дизайнер разработал комплекс шрифтов для надписей на дорожных указателях Нидерландов. Шрифт Delftse Poort, имитирующий трафаретную форму, «принадлежит» одному-единственному зданию, самому высокому в Роттердаме, которым уже много лет владеет голландская национальная страховая компания — она-то и сделала заказ на собственный эксклюзивный шрифт.
Кроме разработки шрифтов, Унгер активно занят преподаванием и просветительской деятельностью. Он — профессор типографики Лейденского университета в Голландии. Кроме того, он периодически ведет курсы шрифта в университете английского города Рединга на факультете типографики и визуальных коммуникаций. До января 2007 года он преподавал также в собственной alma mater. В 1995 году вышло первое издание его книги об отношениях шрифта и читателя «Terwijl je leest»(«Когда вы читаете»); в 2006 году — второе. В 2007 году вышло английское издание этой книги, в 2009 — немецкое. Планируются издания этой книги на итальянском и испанском языках. Кроме этого, Унгер — автор ряда публикаций, посвященных шрифту, дизайну, газетам, чтению газет и смежным вопросам. Он лауреат престижных премий в области дизайна: H. N. Werkman-prize (1984) — за заслуги в области шрифта и типографики, международного Maurits Enschedé¬Prize (1991) — за разработку шрифтов, а также Gravisie-prijs 1988 года за Swift.
Первой кириллической версией Swift был эксклюзивный шрифт, разработанный в отделе шрифтов фирмы ПараГраф в конце 1990-х (дизайнер Тагир Сафаев) по заказу издательского дома «Коммерсантъ». Этот шрифт был назван Коммерсант Сериф. Позже Тагир Сафаев разработал более полную кириллическую версию Swift в восьми начертаниях на основе версии 1995 года Swift 2.0. Этот вариант был выпущен компанией ПараТайп для всеобщего использования в 2003 году. В нем также разработаны капительные варианты (дизайнер Владимир Павликов). Как ни парадоксально, до недавнего времени это был единственный цифровой кириллический шрифт, спроектированный специально для текстового газетного набора, хотя в былые времена каждая крупная газета в СССР («Правда», «Известия», «Труд», «Красная Звезда») имела в своем распоряжении эксклюзивные текстовые шрифты.
Кроме Swift, в России пока известен еще только один шрифт Герарда Унгера — ITC Flora. Этот очаровательный «прямой курсив без засечек» (на самом деле не такой уж прямой — в смысле не вертикальный, а наклонный — но так его характеризуют почему-то шрифтовые классификации) можно нередко встретить у нас в самых разных применениях — от журналов и рекламных объявлений до уличных вывесок. Кириллическая версия этого шрифта выпущена в 1995 году отделом шрифтов фирмы ПараГраф (дизайнеры Эмма Захарова, Владимир Ефимов). Шрифт существует в двух начертаниях — нормальном и полужирном.
К сожалению, остальные шрифты Унгера пока не имеют кириллических версий. Но, может быть, эта ситуация все-таки будет скоро исправлена — дело того стоит. Ведь Герард Унгер и его шрифты — одно из самых значительных явлений в современной мировой типографике.