Впервые опубликовано в книге «Великие Шрифты. Истоки» в 2006 году.
Бодони происходил из семьи пьемонтских печатников и родился в Салуццо на севере Италии. Еще мальчиком он работал в типографии отца и занимался ксилографией. В 18 лет Бодони поступил учеником наборщика в типографию Конгрегации пропаганды веры в Риме, где проработал восемь лет и стал зрелым мастером. Работая в Риме, он освоил набор на экзотических восточных языках и научился самостоятельно резать пуансоны и отливать шрифты, сделав несколько комплектов наборных орнаментов. В 1768 году Бодони принял предложение стать директором придворной типографии герцога Пармского Stamperia Reale и проработал на этом посту 45 лет, до самой смерти.
В начале своей пармской карьеры Бодони заказал шрифты и орнаменты у парижского типографа Пьера-Симона Фурнье и одновременно приступил к изготовлению своих собственных, которые копировали шрифты французского мастера.
Первый каталог своих шрифтов Бодони издал в 1771 году. Затем он напечатал в 1782 году образцы русских шрифтов, а в 1788 году вышло первое издание «Типографического руководства» (Manuale Tipografico). В том же году Бодони выпустил образцы своих греческих шрифтов. Второе, знаменитое двухтомное издание Manuale, подводящее итоги типографической деятельности Бодони, вышло в 1818 году (уже после смерти маэстро труд закончила его вдова Маргерита). В нем собраны все шрифты, созданные Бодони.
Около 1790 года Бодони нарезал свои первые оригинальные шрифты, отличные по форме от шрифтов Фурнье. На этот раз он развивал принципы шрифтов Фирмена Дидо, так называемой классицистической антиквы нового стиля. Новые шрифты были основаны на процессе гравирования по металлу, а не на движении пера при рукописи. В своих курсивах Бодони применил те же принципы, пренебрегая традиционными формами, выработанными в рукописном шрифте. Благодаря своему непревзойденному мастерству гравера он мог резать шрифты мельчайших кеглей с разницей полпункта, учитывая изменения контраста и пропорций в зависимости от размера литер. За свою жизнь Бодони сделал свыше 400 шрифтов и оставил 25 491 пуансон и 50 283 матрицы, которые упомянуты в посмертной описи его имущества.
Бодони создал не только множество латинских прямых и курсивных шрифтов, но и большое количество рукописных, а также греческих, еврейских, арабских, индийских и других восточных шрифтов, в том числе прямую и курсивную кириллицу. Одним из итогов этого творчества стала изданная им в 1806 году книга «Oratio Dominica» («Отче наш»), в которой эта молитва была набрана на 155 языках, в основном восточными шрифтами.
Бодони недаром называли печатником королей и королем печатников. Он выпустил множество подарочных изданий, предназначенных для подношения царствующим особам. В их оформлении зрелый Бодони полностью отказался от применения декора и орнаментов, так любимых в эпоху рококо, и стремился добиться гармонии шрифта, набора и полей печатной страницы.
Шрифты Бодони визуально как будто вибрируют благодаря сильнейшему контрасту между основными и соединительными штрихами. Принято считать, что они безжизненны и геометричны, но на самом деле это относится скорее к поздним эпигонам итальянского мастера. Общий рисунок подлинных знаков Бодони живой и гармоничный. Для их формы характерно небольшое скругление засечек в месте присоединения к основным штрихам, хотя многие позднейшие копии игнорируют эту особенность. Строго вертикальная ось овалов придает шрифту ощущение математической точности. Очко строчных знаков не очень крупное, а выносные элементы довольно длинные. Каплевидные элементы по форме стремятся к окружности.
В XIX веке контрастная антиква нового стиля считалась универсальной, равно пригодной как для текстового набора, так и для крупнокегельного набора и акциденции. Но в XX веке шрифты этого типа постепенно отступили, вытесненные более демократичными шрифтами. Мало того, при переходе от высокой печати к офсету и фотонабору, а затем к цифровому набору, бодонианские шрифты перешли в разряд акцидентных из-за своих сверхтонких деталей, плохо воспроизводящихся в офсете. Но при этом, доведя шрифтовую форму до предела и почти до абсурда, именно антиква нового стиля подготовила западную цивилизацию к последующему «шрифтовому взрыву». Первыми прямыми потомками антиквы классицизма стали сверхжирные шрифты промышленной революции — так называемый Fat Face.
Наиболее важное воспроизведение шрифта Бодони в современной типографике — это версия, разработанная в 1911 году Моррисом Бентоном для фирмы American Type Founders (ATF). Бентону удалось передать дух шрифтов Бодони и в то же время создать рисунок, выдерживающий применение новых технологий печати. Другой вариант Бодони Генрих Йост и Луис Хёлль спроектировали в 1926 году для немецкой фирмы Bauer. Этот шрифт ближе всего по форме к крупнокегельным шрифтам Бодони. Следующая версия Бодони, выпущенная фирмой Berthold в 1986 году для фотонабора, была нарисована ее главным художником Гюнтером Герардом Ланге по заказу известной компьютерной фирмы IBM на основе подлинных рисунков шрифтов Бодони 14 кегля. Шрифт был назван Berthold Bodoni Old Face и выпущен в 8 начертаниях.
На основе изучения в музее Бодони в Парме сохранившихся шрифтов Бодони, их пуансонов, матриц и оттисков группа американских дизайнеров под руководством Самнера Стоуна в 1994 году разработала для фирмы ITC новый цифровой вариант под названием ITC Bodoni, который воспроизводит реальные рисунки Бодони для кеглей 6, 12 и 72. Самнер Стоун был дизайнером крупнокегельного курсива, Холли Голдсмит спроектировала прямые начертания, основанные на шрифте Filosofia Bassano, Джим Паркинсон нарисовал курсив для мелкого кегля, Дженис Фишман создала прямые начертания для крупнокегельного набора на основе шрифта Papale. ITC Bodoni состоит из трех комплектов, каждый в 4 начертаниях: ITC Bodoni Seventy-two (ITC Bodoni Seventy-two Swash) для набора заголовков, ITC Bodoni Twelve для основного текста и ITC Bodoni Six для подписей и примечаний. Позже к крупнокегельным начертаниям была доработана капитель и знаки с росчерками, а также орнаменты. Дмитрий Кирсанов в 2001 году разработал кириллическую версию шрифта ITC Bodoni Seventy-two.
Зузана Личко из американской фирмы Emigre в 1996 году создала еще один вариант шрифта Бодони под названием Filosofia (по названию одного из шрифтов Бодони).
История кириллических версий шрифтов Бодони довольно многообразна, но не очень счастлива. Одним из первых был Bodoni Cyrillic фирмы Lumitype-Photon, который разработал во Франции Ладислас Мандель, затем кириллические версии выпустили в Англии Monotype и в Германии Berthold (1967). Наиболее удачным среди них был бертольдовский Bodoni, хотя и он не был лишен недостатков. Сейчас на Западе сделано еще несколько цифровых кириллических Бодони, но ни один не адекватен латинскому оригиналу.
В России первым шрифтом на эту тему был Тип Бодони, разработанный для фотонабора в конце 70-х годов XX века в Отделе наборных шрифтов НИИ Полиграфмаш (дизайнеры Светлана Ермолаева, Людмила Ерошкина). Его прототипом послужил Bodoni фирмы Agfa Compugraphic, который был не слишком удачно перерисован. В 1989 году в фирме ParaGraph (теперь ParaType) Александр Тарбеев разработал на основе Тип Бодони цифровую версию под названием PT Bodoni. Шрифт был значительно облагорожен и приближен к современным образцам латинских Bodoni. Однако в нем сохранились некоторые рудименты прототипа, не похожие на оригинал, например, незамкнутая нижняя петля у g и барочный хвост Q.
Удачной нужно признать кириллицу в гарнитуре Borjomi фирмы Double Alex Font Studio (Алексей Чекулаев, 1993), но это не совсем Бодони, а скорее вариация на тему классицистической антиквы вместе с декоративными начертаниями более позднего происхождения. И только теперь, после разработки кириллической версии ITC Bodoni Seventy-two, можно сказать, что шрифт Бодони получил кириллическую интерпретацию, в целом адекватную латинскому оригиналу.