Впервые опубликовано в книге «Великие Шрифты. Истоки» в 2006 году.
Английский каллиграф, резчик по камню, издатель, изобретатель и дизайнер шрифта Джон Баскервиль родился в 1706 году в Уолверли (Wolverley) в графстве Уорчестершир и в 1725 году в возрасте 19 лет перебрался в Бирмингем, где начал работать как каллиграф и резчик по камню. В 1750 году Баскервиль открыл в Бирмингеме собственную типографию, словолитню и бумажную мельницу, и последующие 25 лет он потратил все свое состояние на издательскую деятельность.
В XVIII веке происходит постепенная эволюция шрифтовой формы. В начале века в европейском книгопечатании доминировала антиква старого стиля (Old Style), такая, как, например, шрифты Уильяма Кэзлона, а в конце столетия их сменила антиква нового стиля (Modern) Фирмена Дидо и Джамбаттиста Бодони. Шрифты Баскервиля находятся в середине этого процесса трансформации и называются антиквой переходного типа (Transitional).
Баскервиль поставил себе цель достичь совершенства во всех областях типографского ремесла, улучшив печатный станок, бумагу, краску и шрифты. Он первый внедрил веленевую бумагу в полиграфическое производство. Отпечаток на такой бумаге можно было получить с меньшим усилием, чем прежде, поэтому набор не вдавливался так в бумагу. В типографии Баскервиля применялось и другое новшество: отпечатанные листы прокатывались между нагретыми медными валиками, отчего страница становилась еще более гладкой. Для новой бумаги и усовершенстванного печатного станка потребовалась новая краска, более черная и быстрее сохнущая. Понятно, что старые шрифты, отпечатанные на такой бумаге новой черной краской, выглядели грубовато. Тогда Баскервиль принялся за усовершенствование типографского шрифта. Это заняло у него четыре года. Из-за своего перфекционизма он выпустил свою первую книгу, издание поэм Вергилия, только через семь лет после начала работы.
Шрифты для Баскервиля резал его постоянный гравер Джон Хэнди, проработавший на него не менее 28 лет, до самой смерти мастера в 1775 году. Шрифты Джона Хэнди, нарезанные после 1775 года, ничем особенным не выделяются среди продукции других английских пуансонистов и словолитчиков того времени. Поэтому можно смело утверждать, что авторство рисунка шрифтов, которые использовал Баскервиль в своих изданиях, принадлежит самому Джону Баскервилю.
В 1758 году Баскервиль стал официальным издателем Кембриджского университета, для которого он напечатал в 1763 году один из своих полиграфических шедевров — большую Библию in folio, используя собственные шрифты, краску и бумагу. Двумя годами ранее он издал в Кембридже другой шедевр — маленькую книжечку «Молитвенник прихожанина», которая должна была постоянно сопровождать верующих.
Несмотря на все мировое признание и триумфальный успех, которые шрифт имени Баскервиля снискал в современной типографике, у себя на родине внесенные Баскервилем усовершенствования (приводившие, кроме всего прочего, к значительному удорожанию его продукции) оценены и поняты не были. Консервативная английская публика осталась верна шрифтам Кэзлона. Тем не менее первая имитация шрифтов Баскервиля, так называемый Fry’s Baskerville, появилась в Англии еще при жизни бирмингемского мастера, в 1766 году. Его выпустила бристольская словолитня Джозефа Фрая, а шрифт резал партнер Фрая пуансонист Айзек Мур.
Однако новые шрифты были с восторгом встречены за пределами Англии. Влияние творчества Баскервиля прослеживается в шрифтах, созданных для знаменитой французской Энциклопедии Дени Дидро и Жана д’Аламбера. Шрифты и издания Баскервиля высоко ценил американский государственный деятель, издатель и ученый Бенджамин Франклин. Знаменитый драматург и французский секретный агент в Англии Пьер-Огюстен Бомарше, автор комедий «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро», также восхищался шрифтами Баскрвиля, но купил их только в 1779 году, после смерти мастера, за 150 тысяч франков для издания сочинений Вольтера. Эти шрифты повлияли на развитие шрифтового и издательского дела в Европе и Америке и впоследствии вдохновили Дидо и Бодони еще сильнее и решительнее изменить шрифтовую форму в сторону большего контраста в штрихах и трактовки знаков в духе еще большей геометрической утонченности.
Баскервиль стремился усовершенствовать форму шрифта по сравнению со шрифтами Кэзлона путем увеличения контраста между толстыми и тонкими штрихами. Засечки его шрифтов более острые и тонкие, наклон оси овалов у круглых знаков близок к вертикальному. Некоторые буквы делаются шире, а их округлые штрихи по форме ближе к правильной окружности. Пропорции знаков стали более регулярными и последовательными по размеру и форме. Поскольку Баскервиль вначале работал как каллиграф, он изобразил каллиграфически изогнутый хвост у прописной Q, а также рукописные формы у прописных J, R, N, T, Y, Z в курсивном начертании (росчерки вместо засечек, окончания с каплями). Для его шрифта характерны также острая вершина без засечки у прописной, А, приподнятый каплевидный элемент вверху слева у строчной, а и незамкнутая нижняя петля в строчной g. Курсив Баскервиля гораздо спокойнее, чем у Кэзлона, угол его наклона меньше и более постоянный. Шрифты, носящие имя Баскервиля, были и остаются превосходными шрифтами для книг и журналов, печатающихся на гладкой, качественной бумаге. Джон Баскервиль изменил не только шрифт, но и сам облик печатных изданий, придав ему благородную строгость, ясность, утонченность и доводя пропорции текста до классического совершенства. Все это нелишне иметь в виду, работая с различными версиями этого шрифта.
Американский дизайнер книги и шрифта Брюс Роджерс, создатель гарнитуры Centaur, восхищенный шрифтом Баскервиля, разработал в 1917 году на его основе вариант для использования в издательстве Гарвардского университета. Английская фирма Monotype выпустила свой Baskerville в 1924 году в рамках программы возрождения старых шрифтов, а Mergenthaler Linotype разработал свою версию Baskerville в 1931 году. В 70-е годы ХХ века Linotype сделал кириллическую версию своего Baskerville, вначале для фотонабора, затем для цифрового набора. К сожалению, она оказалась не слишком удачной, хотя активно применялась в Советском Союзе для набора художественной литературы.
Фирма Berthold в 1980 году выпустила новую версию этого шрифта Baskerville Book работы Гюнтера Герарда Ланге. Этот шрифт тоже имел кириллическую версию, но, к сожалению, только для фотонабора. В 1982 году американская фирма ITC лицензировала у фирмы Mergenthaler Linotype новый вариант этого шрифта, ITC New Baskerville в 8-ми начертаниях, созданный группой дизайнеров под руководством Джона Кваранта. Популярную кириллическую версию этого шрифта разработал в 1993 году Тагир Сафаев.
В 1996 году Зузана Личко из калифорнийской фирмы Emigre создала новую версию шрифта Baskerville с большим количеством дополнительных и альтернативных знаков и лигатур. Эта гарнитура называется Mrs Eaves, в честь Сары Ивз, сначала экономки, а затем, после смерти ее первого мужа, жены Джона Баскервиля, которая завершила труды мастера после его смерти. В последнее время несколько новых версий шрифтов, основанных на работах Джона Баскервиля, создал чешский дизайнер Франтишек Шторм (Storm Baskerville 10 Pro, Storm Baskerville Original).
Большая часть шрифтов Баскервиля долгое время находилась во Франции. В 1953 году парижская Национальная типография подарила их Англии. 2750 подлинных пуансонов Джона Баскервиля сейчас хранятся в типографии Кембриджского университета.
Гармония и красота шрифта Baskerville до сих пор вдохновляют графических дизайнеров. Рациональность и рафинированность его формы делают Baskerville великолепным книжным шрифтом, исполненным чувства достоинства и традиционной английской основательности.
Baskerville Display PT — наш новый шрифт для крупных и сверхкрупных кеглей. Разработан по мотивам шрифтов Джона Баскервиля. Прекрасно работает в заголовках, упаковке и логотипах. Например, он подойдёт для брендинга одежды, айдентики музея или упаковки косметики.