Поговорили с шрифтовым дизайнером Изабеллой Чаевой к выходу шрифта Reed.
Белла, привет! Расскажи — с чего начался этот шрифт?
Ну, если совсем сначала… Началось все с увлечения каллиграфией. Очень вдохновили работы Натальи Торопицыной и я пошла заниматься в Институт Бизнеса и Дизайна, где Наташа вела авторский курс современной каллиграфии. Он был интересный и насыщенный, мы писали различными инструментами в разных стилях.
После курса я продолжала практиковаться самостоятельно. Особенно нравился итальянский курсив своей элегантностью и разнообразием возможностей. Обучение на курсе мы начинали с него и у меня этот почерк был отработан лучше других. Каллиграфия — это как танец, где легкость и отточенность движений достигается многочисленными репетициями. Требуется довольно много времени и терпения, чтобы получалось сносно. Но было ужасно приятно, когда кто-нибудь говорил про мои каллиграфические штудии что-то вроде: «Даже не верится, что это руками сделано!». Возникла идея создать шрифт на основе каллиграфии. Гена Фридман подсказал, что это можно делать как оцифровку почерка. И я стала писать образцы для будущего каллиграфического шрифта.
Получилось совместить приятное с полезным: практиковаться в каллиграфии и готовить таким образом материал для дальнейшей работы. Сначала я думала, что ограничусь написанием хокку о коричневой лисице и фальшивом цитрусе, заглавные буквы, цифры и прочее, что положено, напишу по отдельности. Но позднее стало ясно, что этого не достаточно, т. к. нужны разные варианты букв, концевые и начальные формы, своши, лигатуры… и не по отдельности, а органично живущие в словах. Из большого объема написанного было несложно выбрать наиболее удавшиеся буквы. Стала писать имена и слова на разные буквы в алфавитном порядке. Получился своего рода букварь, который, после оцифровки, вместе со мной перечитал Костя Кунарёв. Так шрифт наполнился фичами и ожил)
Возникали ли какие-либо неожиданные ходы во время работы над шрифтом?
Честно говоря, особых неожиданностей при оцифровке не было. Но, процесс оказался более трудоёмким, чем я предполагала. Пришлось поправить соотношение тонкого и толстого штриха, так как тонкий штрих был слишком тонким в написанном оригинале, внести множество других правок.
Какой ты задумывала состав по начертаниям и что вышло в итоге?
Изначально планировалось одно начертание, я ведь оцифровывала свою каллиграфию. Когда рабочая версия первого начертания Reed (Regular) была готова, попробовала её на небольшой работе «для друзей». Там мне понадобилась пара виньеток. Но на этом количестве я, естественно, не остановилась…разогналась и сейчас их 27 штук.
Дальше мои коллеги в Паратайпе сочли, что одного начертания все же мало даже с виньетками. И правильно… Я дорисовала начертание Medium на основе Regular. Получилось довольно эффектно — письмо более широким пером. По совету Саши Корольковой появились дополнительные начертания Reed (Headline, Stencil, Stencil Medium) — результат высоких технологий, с последующими правками и дорисовками. Кстати сказать, Саше удалось подобрать очень удачное название этому проекту. Придумать имя шрифта — отдельная головоломка. Перебрали, наверное, почти все названия цветов, животных и птиц, но они были либо слишком длинные, либо не подходили, либо были уже кем-то заняты. Reed — по — моему идеально! Пластика букв напоминает тростник (reed), который, как известно, имеет отношение к каллиграфии.
Где бы ты больше всего хотела увидеть Reed в жизни?
Приятно видеть свои шрифты в использовании. Иногда бывают такие неожиданные встречи. Помнится как-то пошла я на выставку в Музей Востока, и меня туда не пустили бесплатно, потому, что не были уплачены членские взносы. Настроение несколько упало. Зато на выставке меня ждал сюрприз: в оформлении экспозиции использовалась моя кириллица к КохАнтикве. А я очень люблю этот шрифт и Рудольфа Коха! Кстати, еще я видела КохАнтикву в мультфильме «Гофманиада». Гофмана тоже люблю.
Про Reed мне мечтается так: когда-нибудь закончится эпидемия, откроются предприятия общественного питания и я пойду в итальянский ресторан и там встречу его.
Планируешь ли ты ещё делать каллиграфические шрифты, уже другими инструментами?
О, не только планирую, а уже делаю. Сейчас у меня в работе шрифт на основе письма брашпеном. Еще очень хочется сделать свою версию текстуры и спенсериана. Пока проектов больше, чем времени и это хорошо.