Эмиль
Якупов
22 марта 1957 —
25 февраля 2014
Один из основателей и первый директор Паратайпа
Документальный фильм об Эмиле, снятый студией Shandesign.
Эмиль Ляумович Якупов родился в Уфе в 1957 году. Закончил Московский институт управления. В 1987 защитил кандидатскую диссертацию в Ленинградском технологическом институте.
Начал карьеру во ВНИИ Синтетического Волокна в Твери, где занимался компьютерным моделированием физических процессов. С началом Перестройки стал работать самостоятельно и участвовал во многих проектах, например, в локализации файлового менеджера Norton Commander.
Сотрудничество с компанией «ПараГраф» изменило жизнь Эмиля. Он увлёкся шрифтами и стал сотрудником компании, а через некоторое время — руководителем шрифтового отдела, который в 1998 году превратил в отдельную компанию — «ПараТайп». За пятнадцать лет, с 1998 до 2014 года, библиотека шрифтов Paratype увеличилась в шесть раз.
PT Sans и PT Serif (2009–2010)
Эти шрифты входили в проект общедоступных национальных шрифтов, который проходил под руководством Эмиля. Больше о проекте здесь.
Эмиль не просто любил шрифты как художественный образ и технологию — он знал о них всё: от математического описания контуров до методов визуального представления, от истории развития и до тонкостей лицензирования и защиты.
Эмиль Якупов в интервью
во время конференции «Серебро набора»:
Шрифты — такая субстанция, которая наполняет мою жизнь со всех сторон. <…> Я думаю, что все, кто занимается шрифтами, не отделяет профессию от образа жизни, от своих хобби. Если уж начинаешь заниматься шрифтом, то это захватывает все стороны жизни, и ты после работы, и до работы, и ночью во сне представляешь себе всю информацию через призму шрифта.
<…>
Когда я начинал заниматься шрифтами, я был совершенно по образованию никак с ними не связан. У меня диссертация связана с физикой твёрдого тела, с исследованием материалов, всякие там напряжения в ориентированных полимерах. Но когда я случайно наткнулся на людей, которые занимаются шрифтами, я просто прилип к этому делу и не смог отлипнуть. Потому что в них соединились две важные и совершенно разные вещи: некая культурная составляющая, то есть дизайн шрифта, с одной стороны, и очень сложная технология, с другой.
09 ноября 2013 года
Эмиль был главным двигателем Паратайпа и отличным организатором: умел находить людей и раскрывать их потенциал. За время его работы Паратайп сотрудничал с такими компаниями, как Google и Apple, и ведущими шрифтовыми студиями мира.
Константин и Галина Кунарёвы:
Эмиль был сильным лидером и хорошим руководителем. У него была невероятная харизма, он легко создавал вокруг себя атмосферу уважения и лояльности. Его все обожали.
Много лет назад он, можно сказать, «заразил» нас своим увлечением — шрифты стали делом и нашей жизни тоже. А его идея путешествий с посещением шрифтовых конференций впоследствии превратилась в традицию.
Кроме того, дизайнеры Паратайпа под руководством Эмиля создавали шрифты для государства (PT Sans, PT Serif, PT Mono), чтобы расширить поддержку языков России на основе кириллицы, проводили шрифтовые конкурсы и конференции.
Геннадий Фридман:
Если взять съёмку любого фильма, то там есть продюсер, режиссёр, сценарист, оператор, актёры и многие другие. Все эти роли выполняют разные люди. Эмиль же занимал сразу две важные позиции: как продюсер, он понимал цели компании (расширение библиотеки, продвижение шрифтов, развитие технологий), а как режиссёр — собирал команды дизайнеров и технологов, создавал условия, направлял и руководил процессами, принимая в них непосредственное участие и многое делая своими руками. Эту роль в Паратайпе ещё никто не смог заменить.
Эмилю удалось построить не только компанию, но и большой шрифтовой магазин. Причём в одной из тех областей, которая наиболее подвержена пиратству и где тяжело оставаться коммерчески успешным. Паратайп во многом до сих пор живёт трудами Эмиля Якупова.
Александра Королькова:
Паратайп на самом деле — это совсем небольшой коллектив, в котором роли и рабочие обязанности распределяются не столько по штатному расписанию, сколько по человеческим качествам. Эмиль был именно тем человеком, который создал компанию, знал о ней всё и сам, по сути, был ею и её стратегией.
Я проработала в Паратайпе пять лет с Эмилем, а потом десять — без него. И есть очень большая разница между тем, когда ты молодой амбициозный дизайнер, который может предлагать руководителю всё, что считает интересным, а в случае чего — прятаться за спину старших опытных товарищей, которые знают, что делать, и между тем, когда взрослый человек — это ты и надо думать над стратегией и планами самостоятельно. Наверное, я только сейчас начинаю понимать многое из того, что Эмиль тогда говорил и делал, и надеюсь, что всё-таки дорасту до того арт-директора, которым он хотел меня видеть.