Дневники Circe

1 декабря 2020 года — знаменательная дата. Ровно 10 лет назад Александра Королькова начала разрабатывать шрифт Circe! Мы перенесли на этот сайт дневник создания шрифта, который в режиме реалити-шоу вела Александра десять лет назад.
Реалити-шоу состоит из 18 серий, начиная с идеи шрифта и заканчивая его выпуском.

 

Предисловие
Начну с подсказки, что это будет за шрифт.

На этой картинке изображены три прекрасных человека — Жан-Франсуа, Дино и Ханнес.
Если вы догадаетесь, что может их объединять (кроме профессии, естественно), то сразу же поймёте, какого типа шрифт я задумала!

 

 

Реалити-шоу. Первая серия, разговорная

1 декабря 2010 года

 
Начинает сказка сказываться.
Стадия первая — сам себе ТЗ. Тут будет много текста.
Первое, что нужно решить при проектировании нового шрифта — где он будет применяться и кому он будет нужен. Ну и сразу же — какие шрифты такого типа уже существуют и чем они вас не устраивают.

Естественно, для этого надо иметь некоторое представление о существующих типах и возможных характеристиках шрифтов. Многие, конечно, испугаются слова «классификация», но в некотором роде это именно она — только в самой практической своей ипостаси.
В этом практическом смысле речь идёт скорее даже не о разделении всех шрифтов на группы с минимальным остатком, а о выделении из массы существующих (желательно хороших) шрифтов некоторых типов, для большего пафоса можно сказать — архетипов. Ну, например, все знают, что такое современная голландская антиква (или думают, что знают), что такое дин-подобный шрифт и т. п. Если копать глубже, уже и специфичнее, то, например, можно говорить об «искусственно неправильной» антикве (типа Priori или Mokka), или об открытом, но слегка механизированном гротеске (Square Sans или Klavika или Klint или Dobra), или о псевдокаллиграфическом-псевдоостроконечном довольно контрастном шрифте с кучей альтернативных знаков (Affair или Cider Script или Buffet Script), и так далее и тому подобное.
И в общем-то при выборе и постановке задачи совершенно не зазорно поанализировать на примере того же myfonts.com, veer.com или fontshop.com, какого типа шрифты сейчас пользуются популярностью, востребованы или даже [делает большие глаза] являются модными и свежими.

Вообще говоря, когда затеваешь какой-то новый шрифт — стоит как минимум узнать, как его можно описать, в какую группу отнести и т. д. и т. п. Потому что если задуманный шрифт не вписывается ни в одну группу и вы не можете найти ничего похожего (или хорошего похожего) — то вполне вероятно, что вы собираетесь породить монстра. Он вам точно нужен? 😉
И не надо стесняться того, что «такое уже есть». Если вы рисуете не под копирку, а самостоятельно, то шрифт будет обладать достаточной индивидуальностью. И отвечать именно тем задачам, которые вы перед ним ставить, что тоже ценно.

Распространённая болезнь наших начинающих шрифтовых дизайнеров может быть описана двумя словами — «неактуальные шрифты». То есть и идея может быть логичной, и сил вложено немало — а на выходе шрифт, глядя на который сам автор долго чешет в затылке и измысливает, куда бы его пристроить.

Нам — тем, кто пользуется кириллицей — одновременно и проще, и сложнее определить себе задачу. Проще в том отношении, что работы поле непаханое, и можно легко сделать шрифт, который будет «первым кириллическим чем-нибудь там». Сложнее в том отношении, что латиницу соответствующего типа мы легко можем изучить на примере десятка подходящих шрифтов, а над кириллицей придётся думать;) Но об этом все и так знают.

Так что от теоретических конструкций перехожу собственно к практике. То есть к тому, зачем же в прошлом посте на тему реалити-шоу фотографии «трёх незнакомых нерусских мужиков» (определение совершенно очаровательное, не удержалась).

Как совершенно справедливо в итоге отгадали, на фотографиях изображены Жан-Франсуа Поршез, самый известный, популярный (и вообще замечательный) во Франции шрифтовой дизайнер, Дино дос Сантос — то же самое для Португалии, и Ханнес фон Дёрен — сравнительно молодой, но очень успешный шрифтовой дизайнер из Германии.
Дальше, к сожалению (то есть на тему того, что за шрифт я затеяла), отгадки не продвинулись, так что придётся рассказывать самой.

Итак, если пытаться определить, к какому «архетипу» он будет относиться, то это (барабанная дробь) геометрический гротеск с человеческим лицом и с финтифлюшками.

Почему так?

Ну, во-первых, геометрия. Геометрию любят все! Геометрию любят заказчики, архитекторы, графические дизайнеры и графические дизайнеры-студенты (они особенно). И многие другие!

(Под геометрией конкретно сейчас я имею в виду «классический» геометрический шрифт, который выглядит как составленный из отрезков прямых и кусков окружностей, а не шрифты типа Родченко)

Во-вторых, «с человеческим лицом». Геометрические шрифты с кириллицей уже есть, и давно (не будем показывать пальцем). Но если обобщать, то ни одним из них (я имею в виду тиражные) нельзя полноценно набрать длинный текст, особенно если хотеть, чтобы он выглядел достаточно современно.

(Да, да, как человек, которому пришлось как-то набрать целую главу книги Футурой, заявляю — это страшное извращение!)

В-третьих, финтифлюшки. Под ними я имею в виду альтернативные варианты знаков и даже, не побоюсь этого слова, росчерки.

(Не каждый наш дизайнер сразу поверит, что росчерки в геометрическом гротеске будут выглядеть естественно, ну так на то нам и нужны незнакомые нерусские мужики!)

Итак. Ориентиры на этот случай.
«С человеческом лицом»

Конечно же, это Brandon Grotesque! Очень популярный и очень симпатичный, совсем чуть-чуть, для аромата, старомодный, но вполне современно сделанный. Единственное, что меня в нём не устраивает — слишком большая разница в росте между прописными и строчными буквами, ну так в своём шрифте что захочу, то и сделаю.

«Финтифлюшки» — первый пример

AW Conqueror Sans Жана-Франсуа Поршеза, разработанный как часть комплекта шрифтов для бумажной компании. (На сайте, кстати, можно заказать себе визитки, напечатанные этими шрифтами на этой бумаге и даже скачать в некоммерческих целях сами шрифты)
Набор знаков не особенно большой, да и шрифт не совсем геометрический, но по духу это как раз то, что нужно.

«Финтифлюшки» — второй пример

Estilo Pro Дино дос Сантоса. Тоже чуть старомодный рисунок знаков, но совершенно нечеловеческий состав и количество альтернатив! Есть даже лигатуры (о необходимости которых я ещё подумаю), но нет строчных: на их месте стоит капитель. Что, естественно, наводит на мысли о капители.
Ну вот.

Как видно, ни один из этих шрифтов не устраивает меня полностью, хотя у них у всех есть симпатичные черты. А значит, надо закрыть окна браузера с картинками, чётко поставить себе задачу и нарисовать свой шрифт, естественно, похожий на все прототипы сразу (как говорил ещё Фредерик Гауди, эти старики украли все наши лучшие идеи), но, естественно, не повторяющий ни один из них.

Итак, собственно ТЗ.

1. Тип шрифта: геометрический гротеск

2. Область применения: строчные адаптированы для набора сплошного текста, прописные и капитель — для «кудрявого» заголовочного набора в рекламе и журналах разной степени гламурности

3. Знаковый состав по типографическим возможностям: строчные знаки с минимумом альтернатив, капитель максимально простого рисунка, с минимумом альтернатив, прописные знаки с максимумом альтернатив и росчерками, маюскульные и минускульные цифры (пропорциональные). Пока так, дальше посмотрим.

4. Знаковый состав по языкам: кириллица в объёме стандартной кодировки, западная и центральноевропейская латиница.

5. Состав по начертаниям: от Hairline до [условно] Extrabold, как получится.

И картинка — первый эскиз.

Теперь надо всё это осмыслить логически, смотрите в следующей серии!

 

 

Реалити-шоу. Вторая серия: сплошные планы

7 декабря 2010 года

Если бы это был шрифт без финтифлюшек, то уже пора было бы его оцифровывать. Но поскольку финтифлюшки, а точнее, сочетание финтифлюшек с текстовостью, тут принципиальны, то эта серия будет полностью посвящена систематизации и планированию.
Если вы помните, в прошлой серии я писала, что количество альтернатив в строчных знаках и в капители будет минимально. О строчных сегодня даже говорить не буду, так как все [две] возможные альтернативы уже были изображены на прошлом эскизе: это одночастные и двухчастные a и g.


Капитель (как минимум, заготовки для капители) я, по некотором размышлении, собираюсь сделать с помощью Remix Tools Тима Аренса, так что она должна повторять рисунок прописных знаков. Поскольку мы в прошлый раз договорились, что капитель должна выглядеть максимально «обычно», а шрифтом можно будет набрать достаточно длинный текст, то на основные места для прописных знаков и нужно поставить наиболее обычные, то есть, в нашем случае, в меру разноширинные буквы.

Сверх-разноширинные варианты большинства букв я тоже предполагаю сделать, но им капитель ни к чему; а вот чисто стилистические альтернативы, в виде А-арки или «кудрявой» Е, пожалуй, надо делать и в капители.

Кроме того, у треугольных знаков вроде бы намечались начальные и концевые варианты (с одной вертикальной стороной).

Стараюсь изобразить это в таблице: и себе (и вам, дорогие читатели) для лучшей наглядности, и чтобы проще было объяснять потом, кого куда программировать.

Голубым обведены те знаки, которые я буду делать в первую очередь; сейчас поясню.
(Если вы помните, то в прошлый раз я писала о том, что шрифт сразу будет делаться в MultipleMaster.

А это значит, что бОльшую часть производных знаков лучше делать уже после того, как будут готовы основные знаки в двух начертаниях — так экономится довольно много времени.)
Следующий большой вопрос — это росчерки.

Проблема в том, что росчерков применительно к такому шрифту можно придумать довольно много.

И способов приставить их к буквам тоже довольно много — тут каждый мыслит в меру своей испорченности:)

Поэтому вопрос, который предстоит решить — делать ли все возможные варианты знаков с росчерками, серьёзно увеличивая тем самым знаковый состав (и как потом загонять их в фичи?), делать росчерки отдельно, предоставляя пользователю возможность самому формировать нужные ему знаки (но тогда надо предусмотреть для этого простой удобный способ), или как-то скомбинировать эти варианты…
Но, думаю, этот вопрос будет решаться позже, и даже не в следующей серии.
А в следующей серии я наконец-то создам шрифтовой файл!

 

Реалити-шоу. Третья серия, безумно скучная

9 декабря 2010 года

Третья серия — это одиннадцать больших, но безумно скучных картинок на тему того, как делалась первая буква. И да, она ещё не готова!
Думаю, что больше такого занудства не повторится, буду описывать только самые ключевые моменты.

Жаль, но придётся вешать принтскрины в масштабе 1:1 — практически всё важное изображается тонкими линиями, которые пропадают при уменьшении.

Создаю (наконец!) новый шрифтовой файл. Кстати, сверху видно, что я вытащила на свет как можно больше панелек — но все они, в общем, нужны и полезны.

Выбираю для начала первую попавшуюся кодировку с кириллицей (кодировка потом поменяется, тут далеко не всё задуманное, но базовые знаки вполне можно делать).

Открываю окно редактирования глифа. Первой буквой будет элементарная H — по ней и по О удобнее всего определять соотношение ширин в будущем шрифте.

Здесь видны вертикальные метрики шрифта по умолчанию — высота строчных, прописных, верхних и нижних выносных элементов. Высота (и ширина) чего бы то ни было в этом окне измеряется в тысячных долях кегля.

Рисую глобальные гайды, соответствующие тем вертикальным метрикам, которые будут в новом шрифте.

Высоту прописных оставлю стандартную — 700 единиц. По ней принято определять кегль, так что пускай никого не путает. Высоту капители подбираю так, чтобы и число было симпатичным, и удобно было работать с Remix Tools — 525 единиц (или 75% от высоты прописных). Высота строчных пускай будет не очень большая, чтобы они явно отличались от капители; пока задам 450. И несколько укорочу выносные элементы: гротеску такие же длинные, как в антикве, не очень нужны.

Теперь захожу в File -> Font Info и в разделе метрик пишу нужные значения.

Ну вот — теперь метрики совпадают с гайдами.

Толщину штрихов в самом тонком начертании я хочу сделать в 10 единиц. Рисую прямоугольник приблизительно нужной толщины.

Цепляю линк за края, снизу он показывает толщину штриха. На глаз получилось не десять, а двенадцать, надо исправить.

Копирую штрих, вставляю и двигаю чуть правее. Ширина знака ещё будет меняться, но надо же с чего-то начинать. Рисую горизонтальный прямоугольник толщиной тоже в 10 единиц — самое светлое начертание будет совсем неконтрастным.


Смотрю на знак в окне Metrics. Хочется сдвинуть горизонталь немного вниз.


Выставляю одинаковые полуапроши. Такими они тоже не будут, но как-то приятнее видеть их симметричными.


Теперь букву видно и в окне Font.


Рисование буквы, совмещаемое с изготовлением скриншотов, занимает примерно в три раза больше времени, чем обычно.
Описание происходящего занимает ещё больше времени 😉

 

 

 

Реалити-шоу. Четвёртая серия, в которой появляются плавные линии

9 декабря 2010 года

Вчера, наверное, некоторые подумали, что рисовать буквы очень просто: составь вместе несколько прямых линий — получишь букву Н. Сегодня к прямым линиям присоединятся кривые, и окажется, что геометрический шрифт — не очень-то и геометрический.

Что, в сущности, такое буква О в геометрическом шрифте, как не круг высотой с букву? Ну что же, первое действие будет именно таким: рисую два круга нужной высоты, один внутри другого.


Цепляю линки и выравниваю кругу бока. Выделяю всё и нажимаю на кнопку, чтобы исправить направление обхода так, как надо для постскриптного контура (внешний контур против часовой стрелки, внутренний — по часовой). Получается аккуратный такой, ровный кружочек…

…рядом с буквой Н совершенно не похожий на букву и выглядящий именно кружочком.

Красный контур — геометрически правильный круг, чёрный — то, как пока получается буква О. И, кстати, уже пора подумать о свисаниях; в таком светлом начертании, кажется, пяти единиц будет достаточно.
Теперь вроде похоже на две буквы, а не на букву и кружочек.


Рисую строчные н и о. Зелёное (маска) — геометрический круг, чёрное (контур) — буква.


Продолжу пока со строчными. Копирую о в ячейку буквы с, прямо ножиком отрезаю кусок… и мы можем наблюдать главный недостаток линков: они привязаны к точкам с конкретными номерами, и при изменении количества точек на контуре ведут себя соответственно. Придётся их удалить (Shift+F7) и поставить новые.


Маска — то, что было отрезано от буквы о; контур — то, что я согласна считать буквой с.


Где с, там и d. Копирую с, приставляю к ней палочку, регулирую ширину (справа у меня в это время окно Metrics, в котором стоят рядом уже сделанные буквы) и тоже слегка меняю контур.


Для b переворачиваю дугу вверх ногами и двигаю точки: верх и низ мы тоже воспринимаем по-разному. Отрезаю нижнюю часть вертикального штриха, это же всё-таки шрифт с человеческим лицом!


Для q переворачивать ничего не надо, а вот двигать тоже надо, чтобы компенсировать отсутствие участка прямой справа сверху.

Процесс изготовления р описывать не буду, уже и так всё понятно. А вот так выглядит n относительно р: оставляю стык штрихов и регулирую ширину.

Знакомьтесь: первые несколько букв самого светлого начертания будущего гротеска:) Предположительно такая, а будет альтернативной, а не основной, поэтому под неё я сразу создала альтернативный глиф.

На этом тот кусочек вечера, который оставался от правок кернинга в другом шрифте, закончился. Пост пишу некоторое время спустя, но времени на новые буквы в промежутке не нашлось. Продолжение следует!

 

Реалити-шоу. Пятая серия, в которой продолжаются строчные знаки

13 декабря 2010 года

Кстати, для тех, кто (вдруг) не в курсе:)
Формат «серия постов о создании шрифта» в кириллическом пространстве наиболее часто и успешно использует Юрий Гордон, а эксперимент с предзаказом шрифта (хотя и не с такой разницей в цене) некоторое время назад проводил Андрiй Шевченко. Но смешивать два эти ремесла, кажется, ещё никто не пытался…

Но продолжаю историю со строчными. После того, как стало понятно, что все остальные буквы для такой о широки, я решила: лучше пока расширю о, а потом посмотрю, не широк ли весь шрифт.


Ещё за два дня пришла мысль отправить l-палочку в альтернативные знаки, а основной вариант сделать с закруглённым хвостом. Делаю заготовку-дугу и собираюсь её приспособить.


Приставляю — естественно, получается ужас-ужас.


Привожу в более-менее человеческий вид.


Раз уже есть l с хвостом, по идее несложно сделать t, просто хвост должен быть длиннее. Но не всё так просто: рядом с другими буквами кажется, что перекладина выше x-height. Упс…

Рисую п, чтобы проверить, это t такая неправильная или просто малы свисания у круглых.
Похоже, и то и другое.

Увеличиваю свисания с 5 единиц до 8, п вроде начинает смотреться нормально, а t тогда уж пускай пока остаётся проблемной…

Надо уже когда-нибудь рисовать диагональные знаки. Чтобы от чего-то отталкиваться, поворачиваю и отражаю вертикальный штрих — видите, левый выглядит тоньше правого, хотя они одинаковые?

Как могу выравниваю и (важно) оставляю снизу две точки: пригодятся в жирном начертании.

Чтобы за этот раз сделать все строчные, общие для латинского и кириллического алфавитов, берусь сразу за у. Сначала примеряю хвост от t.


Смещаю вершину треугольника, подрезаю хвост и ставлю экстремальные точки.


Пока оставлю так, хотя она куда-то явно валится. Пускай отлежится немножко.

Копирую правую часть n и пытаюсь сделать из неё а.

Пришлось ещё укоротить верхнюю часть; возможно, с нижней ещё буду что-то делать, но пока пускай тоже отлежится.

На места совпадающих в кириллице и латинице букв ставлю композиты: раз клик,

два клик.

Пока имеющиеся знаки выглядят так:

 

 

Реалити-шоу. Шестая серия, посвящённая рабочей версии строчных знаков

17 декабря 2010 года

В этой серии появляются все базовые строчные буквы самого светлого начертания.
Поскольку букв много, то на картинках будут только самые опасные места и общий вид.
Напоминаю, что акция «шрифт за доллар» кончается в эту субботу!
К счастью для буквы б, шрифт геометрический, поэтому овал не так сильно отличается от о. Сейчас буду приклеивать хвост…

Важное место в б — стык штрихов: здесь даже при толщине в 10 единиц приходится делать некое подобие оптической компенсации.

Как и остальные круглые, основа для э отличается от перевёрнутой с.

Делаю заготовку для ф — протыкаю о вертикалью.

Делаю сверху и снизу по две точки на месте одной экстремальной и расширяю букву. Дуги, конечно, тоже приходится слегка поменять.

Первоначально делаю в на основе мягкого знака. Не фонтан, но потом поменяется.

Проще всего делать з из правой части в и левой части э, а потом уже править.

Прогну-ка я в вверх и вниз, чтобы она не казалась уходящей вправо в перспективу…


А это кратка. Позицию ещё надо будет уточнять, но форма пускай будет такая кудрявая, чтобы явно отличалась от бреве (которого ещё нет, но оно будет более пологим).

Набираю волшебную фразу, подтверждающую, что в шрифте есть русские буквы.

И возвращаюсь к латинице. g уже есть, но такая форма должна быть, судя по, а, альтернативной, так что рисую двухчастную.

Пока пусть будет такая. Заодно рисую dotaccent и доделываю i и j.

Ну вот, теперь можно и английскую панграмму набрать.

Вот такие знаки есть сейчас в шрифте.

Смотрела я на них, смотрела… и решила кое-что поменять) Картинка называется «найдите десять отличий».

Не исключаю, что и дальше будет что-то меняться, но пока оставлю так и займусь прописными.

 

Реалити-шоу. Седьмая серия, в которой на первый план выходят прописные

23 декабря 2010 года

Я вот подумала — буду, наверное, вешать сверху превью той картинки, которой заканчивается серия. Чтобы потом легче было ориентироваться, где о чём шла речь.
Но сначала ещё немного о строчных. Во-первых, призакрываю s, чтобы она стала не гуманистической, а, как все, геометрической.

Выравниваю (ну, почти выравниваю) в.

Посильнее изгибаю сверху хвост б, потому что убирать изгиб не хочется совсем.

Создаю альтернативные глифы для k, к, ж и я.

И делаю альтернативам прямые диагональные ноги. Пока пускай стоят на альтернативных местах, если не понравятся потом (в других начертаниях) нынешние основные варианты — поменяю.

Как известно, некоторые прописные знаки по конструкции совпадают со строчными. Воспользуюсь строчными как заготовками (тем более что толщина штрихов в этом начертании везде одинаковая), но менять пропорции всё равно придётся.

Вот почти все латинские прописные, которые можно получить таким образом, только Х и Z не хватает.

Тут видно, например, что Х слишком широкий, если его просто вытянуть из строчного.

Делаю поуже, хотя пока пропорции знаков всё равно довольно приблизительные.

А вот и весь латинский прописной алфавит, то есть те формы знаков, которые будут работать как базовые. Кириллица тоже кое-какая есть, но лучше покажу её в следующий раз, когда будут все буквы русского алфавита.

Ну и набираю пару слов на прощание:) Кстати, тут видно, что J я в итоге чуть заузила.

 

Реалити-шоу. Восьмая серия, самая неалфавитная

17 января 2011 года

Добрый вечер!
Многие, наверное, уже начали переживать, где же геометрический шрифт и будет ли продолжение.
Оно уже есть, но поскольку эта серия посвящена в основном неалфавитным знакам, тут минимум подробностей, а скорее общая последовательность действий и демонстрация имеющихся знаков.
Но первое, что я сделала с момента окончания прошлой серии — дорисовала прописную кириллицу.

И тут же начала набирать всякую ерунду:

Но, к сожалению, для названия все имена более-менее известных и благозвучных геометров оказались заняты, на Птолемея никто не согласился, так что рабочее название шрифта оказалось совсем из другой области, и отношение к геометрии оно имеет только по созвучию. И вообще это женское имя;)

И через некоторое время я начала рисовать неалфавитные знаки, начиная с самых простых — похожих на палочки и галочки. Скобки и кавычки пока рисую в одном несимметричном экземпляре, переверну их и поправлю после того, как появится жирное начертание. Звёздочка вот не самая традиционная, но и шрифт ожидается кудрявый; пока не знаю насчёт вариантов амперсанда — они точно нужны?

Из крупных скриншотов оказалась только @, да и та сделана из альтернативной формы а.

Добавляются уменьшенные запятые для кавычек и ordmasculine и ordfeminine.

И — комплект строчных и прописных диакритических знаков, пока на глаз, в следующей серии буду примерять к буквам и править.

Если кто-то до сих пор не знает, вот простая и хорошая статья про диакритику: http://ilovetypography.com/2009/01/24/on-diacritics/

Ну и вот все (кроме цифр) неалфавитные знаки, которые пока есть. Остальные буду делать уже в обоих начертаниях сразу; и пока всё, что можно и везде, где можно — композиты.

Почему-то оттягивала этот момент до последнего, но вот наконец цифры. На основных местах будут стоять пропорциональные цифры, а не моноширинные, ну и 8 специфического рисунка. Тройку с плоской крышей я решила не делать, всё-таки для навигации шрифт никоим образом не предназначен, а в журналах как-нибудь не перепутают 😉

Немножко похимичила с рисунком, чтобы семь из десяти минускульных цифр тоже получились композитами.

И последнее — по замечанию Владимира Венедиктовича к прошлой серии сделала Н совсем чуть-чуть уже.

А в следующей серии нас ждёт подгонка акцентов и рисование и примерка хвостов и альтернатив 😊

 

Реалити-шоу. Девятая серия, в которой наконец появляются финтифлюшки

1 февраля 2011 года

И снова прошу прощения за долгое ожидание, зато за это время довольно много всякого прибыло.
Начала я с того, что, как и обещала, примерила акценты к акцентированным знакам.
Не смотрите пока на eogonek — там понадобится дорисовывать, а пока стоит просто композит.

И прописные:

Это не вся европейская кодировка, а та её часть, в которой достаточно композитов, т. е. по крайней мере до поры до времени не надо ничего дорисовывать.

Теперь провожу анализ того, какие альтернативные знаки из второй серии лучше нарисовать до создания ММ-оси. В их число попадают прежде всего те, которые рисунком или количеством точек заметно отличаются от основных вариантов. L-альтернативная, кстати, уже есть — на её основе был сделан фунт стерлингов.

И рисую все (или пока так кажется) возможные завитушки и придумываю к ним обозначения. Впрочем, после часа переписки и разговоров с техотделом было решено обозначить их не буквами, а двузначными числами. Тогда и на хвосты хватит условных обозначений.

Создаю ячейки под эти альтернативные знаки.

И потихоньку начинаю их рисовать, попутно сравнивая длины хвостов и т. п.

Вот они и нарисовались. По просьбам трудящихся альтернативные 5 и 3; основной знак параграфа теперь с кружочком посередине (а этот красивый оставляю как альтернативу), а на месте амперсанда «по умолчанию» будет псевдотрадиционный вариант; бывший основной отправляется в «простые» альтернативы и появляется вариант для соседства с кудрявыми знаками (я была бы счастлива такое придумать, но увы — это реальный рисунок амперсанда из книги XVII века).

Но не кажется ли вам странным, что L стоит впереди D? 😉

Значит, пора делать специальную кодировку для этого шрифта.

Кодировка — это по сути список глифов шрифта, начинающийся определённым образом и сохраняемый в формате.enc (это можно сделать из Блокнота или ТекстЭдита). Можно просто писать глифы подряд, а можно, для удобства работы, ещё обозначать позиции, чтобы, скажем, какая-то часть знаков начиналась с новой строки.

В конце более-менее стандартной европейско-кириллической кодировки (стандартная кириллица, Западная Европа, Центральная Европа плюс несколько актуальных знаков плюс минускульные цифры плюс русские ударные гласные) добавляю все предполагаемые альтернативы для прописных, строчных (те, которые уже есть) и упомянутых неалфавитных знаков, опираясь на всё ту же таблицу из второй серии. А под ними добавляю строчку финтифлюшек.

Вот что пока получилось (две картинки — в один экран не влезло):

Хочу предупредить, что это промежуточный этап знакового состава: ещё добавится капитель, акцентированные альтернативы и некоторые капительные альтернативы.
Знаки со свошами загонять в кодировку не буду — понятия не имею, сколько их получится и как их классифицировать:)

Рисую первый вариант свошей и примеряю на знаки:

Набираю несколько слов, используя максимальное количество имеющихся пока альтернатив.

И в последний момент решаю поменять размер завитушек:

Кстати: охотно приму замечания по размеру и форме свошей:)

Ещё кстати. Как и обещала, сообщаю рабочее название шрифта: Circe/Цирцея.

 

Реалити-шоу. Десятая серия, в которой выясняется, что не всё так просто, как хотелось бы…

2 февраля 2011 года

Не ждали?)

Я тоже не рассчитывала, что придётся писать новую серию уже на следующий день, но очень нужен взгляд со стороны, причём максимального количества заинтересованных зрителей.

Про своши, правда, высказались всё те же коллеги, что и обычно (надо думать, никому, кроме вас, дорогие комментаторы из предыдущего поста, своши не нужны). Но жирность-то знаков должна волновать всех!

Впрочем, начинается история всё с тех же свошей и акцентов:
точки в dotaccent и dieresis я увеличила до размера точки-знака препинания

и нарисовала пару таких свошей, которые не будут влиять на расстояния между буквами.

Ну и создала ММ-ось по жирности. При этом (если кто-то ещё не сталкивался) контур знаков становится «един в двух лицах» — точки те же самые, но в разных начертаниях они могут иметь разные координаты (а положение их в промежуточных начертаниях интерполируется).

А вот дальше начинается самое интересное.

Теоретически максимальная толщина горизонтального штриха в шрифте — это высота строчной буквы, поделенная на три минус сколько-нибудь на внутрибуквенные просветы.
И пробовать лучше всего начинать с какой-нибудь такой буквы, где встречаются три горизонтальных штриха — а, е, в или что-нибудь подобное.

Я и попробовала. Получается максимум 140 (следовательно, вертикальный штрих — ненамного больше, контраста тут не должно быть видно). Во всех буквах, кроме, а и е — это даже и не очень жирно, а вот в них…

Тут стоит сделать лирическое отступление: в любом нормальном шрифте я бы сразу, не задумываясь, сделала такие буквы светлее остальных и это было бы почти незаметно. Но здесь-то шрифт геометрический, а задумана интерполяция! А это значит, что в каких-то начертаниях будет прямо видно, что штрихи разной толщины… Или нет?

У этой проблемы есть три варианта решения: два быстрых и одно медленное.

1. Оставить все штрихи геометрически одинаковыми и сказать, что такая разная плотность разных букв — это фишка шрифта. Так в Estilo Pro, но там, правда, строчных знаков нет — на их месте капитель, а в капители это не так зверски выглядит.

2. Сделать в самых насыщенных буквах штрихи светлее и надеяться, что в промежуточных начертаниях это будет не так заметно. Отчасти так в Brandon Grotesque — если смотреть превью в очень крупном размере, в большинстве начертаний заметна разница между, например, а и n.

3 (медленное). Оставить в ММ-файле все штрихи геометрически одинаковыми, а в жирных начертаниях после построения поправить проблемные буквы вручную. Это тоже в Brandon Grotesque есть — как минимум буква, а в самом жирном начертании там сделана по-другому, чем в остальных — видимо, самое жирное правилось или даже дорисовывалось отдельно.
На этой картинке видна разница между буквой, а с «правильной» толщиной штрихов (зелёный контур) и с такой толщиной штрихов, когда на фоне остальных букв она смотрится более-менее прилично.


А на этой — та же самая, а в двух вариантах по соседству с остальными пока что сделанными в жирном начертании знаками (у е та же самая проблема, если вы заметили, но пока нет более светлого варианта).

Что будем делать? 🙂

Первое решение мне как-то всё-таки совсем не нравится, остаётся второе или третье. Для сроков сдачи лучше и для меня проще, если бы сработало второе, но вот сработает ли?
Дорогие все!

Посмотрите, пожалуйста, на картинки под этим текстом. На первой из них изображены некоторые знаки шрифта в самом жирном начертании, на всех остальных — те же знаки в том же порядке в промежуточных начертаниях.

Что вы думаете о той букве, а, которая слева?

Бросается ли (и если да, то на каких картинках) в глаза то, что она светлее остальных?
Отвечайте скорее, а то я хочу уже продолжать;)

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)
И да, это не список предполагаемых начертаний, а случайная выборка промежуточных точек.

 

Реалити-шоу. Внеочередное: победила дружба

4 февраля 2011 года

Спасибо всем, кто высказался в прошлом посте)

Прокомментировали предложенные буквы 17 человек. Голоса разделились так:

не выразили конкретного мнения — трое,
можно оставить левую — семеро,
надо делать варианты по жирности — семеро.

Поэтому я решила сначала определиться с параметрами начертаний
(получилось как-то так):


а потом нарисовать в жирном начертании хотя бы строчную базовую латиницу и посмотреть-попечатать это в разных кеглях.

А там видно будет)

 

Реалити-шоу. Одиннадцатая серия, в которой окончательно формируются начертания

16 февраля 2011 года

Тем временем работа над жирным начертанием (а значит, и над остальными тоже) постепенно движется, и уже можно об этих остальных начертаниях говорить и даже их показывать.

Но начать всё-таки логичнее с жирного, а именно — с того, какие знаки уже есть.
А есть часть цифр и знаков препинания,

строчная латиница

и прописная латиница,

немного похожая на шрифты Эрика Гилла и Эдварда Джонстона (но меня это в принципе устраивает).

Отдельным интересным занятием было подбирать параметры для будущих начертаний: надо было свести воедино толщину стемов, соответствующую определённым названиям начертаний, и толщину стемов внутри интерполяционной оси (где самому светлому начертанию присваивается значение 0, а самому жирному 1000, и все промежуточные начертания обозначаются, соответственно, числами в этих пределах).

Количество начертаний было, в общем, определено заранее (но, думаю, больше и не надо), а после некоторого времени над расчётами и проверками, как это выглядит, получилось вот что:
Thin — толщина стема в прописных знаках 10 — значение на ММ-оси 0.

ExtraLight — толщина стема в прописных знаках ≈30 — значение на ММ-оси 130.

Light — толщина стема в прописных знаках 55 — значение на ММ-оси 300.

Regular — толщина стема в прописных знаках 85 — значение на ММ-оси 500.

Bold — толщина стема в прописных знаках ≈122 — значение на ММ-оси 750.

ExtraBold — толщина стема в прописных знаках 160 — значение на ММ-оси 1000.

Кстати, если вас продолжает волновать сульба знаков типа, а или е в жирных начертаниях, то я в итоге решила не лениться: есть облегчённая версия этих знаков для начертаний Bold и ExtraBold и версия, совпадающая по толщине штрихов с остальными знаками — для более светлых начертаний.

 

Реалити-шоу. Двенадцатая серия, в которой основной знаковый состав можно считать готовым

4 марта 2011 года

Ну вот.
Я, конечно, долго тянула с этой серией, но хотелось довести до логического завершения довольно важный для разработки шрифта этап.
Итак, основной знаковый состав (без альтернатив, свошей и капители) практически закончен.

Крупно это (за исключением последних двух строчек) выглядит в самом светлом и самом жирном начертаниях так:

Но чтобы двигаться дальше, хорошо бы убедиться, что и в промежуточных начертаниях всё в порядке.

Строю Regular (который как раз ровно посередине между самым жирным и самым светлым) и печатаю куски текста.

С прописными вроде бы всё сразу нормально (разве что свисания у Д, Ц, Щ хочется немного удлинить), а вот в строчных есть некоторое количество проблем.

По результатам первой распечатки делаю потолще хвостик у запятой, пошире ы и ф, поуже м, подлиннее свисающие элементы. Ещё выравниваю апроши у двоеточия — вспомнила про всякие 4:3 и 3:2.

Ещё заметно, что некоторые буквы, страдания по которым начались ещё в самом жирном начертании, чернят и здесь.

Печатаю текст с перечисленными правками, но не заменяя чернящие буквы.

А потом — подставляю буквы из более светлого набора (то, что в знаковом составе покрашено зелёным).

Меня это в принципе устраивает, но не устраивает руководство компании (и, вероятно, не устроит тех, кто ловил на глаз отличия в жирности знаков в предыдущих сериях).
Поэтому пробую вот такую промежуточную версию:

Извините, последняя фотография с телефона — придётся вам поверить на слово, что всё с набором нормально 😊

Теперь можно возвращаться к финтифлюшкам…

 

 

Реалити-шоу. Тринадцатая серия: произвольная программа

16 марта 2011 года


Текстовой информации у меня минимум, зато графическая весьма обширна.

За прошедшее время в шрифте добавились:

  • альтернативные прописные знаки
  • альтернативные акцентированные прописные знаки
    заготовки для свошей
  • капитель, включая акцентированную
  • и альтернативные капительные знаки, тоже включая акцентированные

На нынешний момент в шрифте, если не считать отдельные акценты и заготовки для свошей (а также первые начатые знаки с росчерками) 1152 знака.


А вот это — варианты буквы А.
Показываю в самом светлом начертании, потому что тут виднее всего, где чей хвост. Первая и третья буквы (и их альтернативы) на этой картинке выглядят практически одинаково, поэтому поясняю: третья — это, А с острой макушкой.

Ну и примерно так это выглядит, если набирать буквы не подряд, а хотя бы с каким-то смыслом.

 

 

 

Реалити-шоу. Наконец-то четырнадцатая серия

28 апреля 2011 года


Прошу прощения за долгое молчание — как выяснилось, чем ближе проект к концу, тем медленнее он движется (и тем труднее показывать какие-то вменяемые картинки).

В общем, на нынешний момент сделаны 465 знаков с росчерками; это я дошла до конца латинского алфавита, но, возможно, ещё выяснится, что каких-то нужных форм не хватает.
Показываю подряд знаки из самого светлого начертания. Если есть какие-то мысли по поводу нехватки определённого вида кудрей — высказывайтесь:)

Кириллица будет. И вообще, всё ближе к окончанию, чем можно подумать;)

А ещё в эту субботу, 30.04, в Музее архитектуры на выставке Тагира Сафаева будет разговор о некоторых проектах ПараТайпа, интересных в смысле механихма продажи/распространения шрифта, в том числе об этом, с моим участием (т. е. я буду говорить про дизайн, а не про продажи). Надеюсь показать какие-нибудь такие картинки, которые пока не публиковались, ну и вообще должно быть интересно.

Ещё, если вы напишете какие-нибудь не очень длинные фразы (пока латиницей или совпадающими с латиницей кириллическими буквами), которые вам бы хотелось увидеть набранными этим шрифтом, то в субботу их можно будет увидеть вживую, а в сети — в следующей серии.

И ещё (важно!) — прочитайте предыдущий длинный пост, там всё, что касается лицензии на шрифт (в частности, что вы сможете, а что не сможете делать с Circe, если вы её предзаказали).

 

 

 

Реалити-шоу. Пятнадцатая серия: смертельное оружие

25 мая 2011 года


Как и было сообщено в комментариях к прошлому посту, дизайнерская часть работы над Circe уже почти закончена, и сейчас я занимаюсь весьма скучным и монотонным делом: строю из исходного Multiple-Master файла необходимые начертания и чищу контур, особенно в местах примыкания завитушек к диагоналям:
из вот такого контура


делаю вот такой.

А между тем знаковый состав уже, как я надеюсь, для этого шрифта полон, так что можно ещё раз сказать о будущих стилистических возможностях и показать наконец все кириллические завитушки.

Последующие четыре картинки делались для лекции 30 апреля.

1. Как и было обещано, в шрифте много росчерков.

2. Кроме того, будет стилистический сет, позволяющий имитировать в латинице стилистику, похожую на ар деко, а в кириллице — на советские таблички с вычерченными по циркулю и линейке буквами.

3. Ещё один стилистический сет отсылает нас в прошлое — он будет содержать старомодные формы некоторых знаков (употреблять их все вместе может быть опасно, т. к. они всё-таки относятся к разным историческим периодам).

4. В капительных знаках будут те же стилистические сеты, что и в прописных (т. е. росчерков не будет, а альтернативные формы будут), благодаря этому можно будет делать надписи в разной стилистике, комбинируя прописные и капитель.

В строчных знаках стилистические альтернативы тоже будут, но в минимальном количестве.
Кроме алфавитных и околоалфавитных знаков, я по некотором размышлении нарисовала несколько значков: стрелки, указующие персты (в разных стилистиках), карточные масти — в общем, на картинке видно.

Стрелки меняют насыщенность в зависимости от начертания, остальные значки остаются как есть.


А вот и полный (за исключением пары знаков, уже дорисованных) состав кириллических завитушек.

Самые внимательные зрители могут заметить ещё слишком тонкую диагональ в альтернативной И, но это тоже уже исправлено.

И как-то так это смотрится вместе.

Очень надеюсь, что у пользователей шрифта хватит выдержки не использовать все завитушки сразу: это действительно страшная вещь! 😉

После того, как в очередном начертании правится контур, я передаю его в технический отдел.
Когда отдам все — мне останется два этапа работы: сделать кернинг (об этом в следующей серии) и продумать структуру стилистических сетов и контекстных замен.

 

 

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

9 июня 2011 года


Сейчас в очередной раз начнётся самое интересное:)

Но сначала я хотела бы по следам комментариев к прошлой серии сказать пару слов в защиту разных финтифлюшек.

Вот люди пишут: зачем делать эти излишества (большой знаковый состав, большое количество начертаний), которые нужны не больше чем десяти человекам, когда в то же время можно было сделать ещё один шрифт? Я, если честно, в этом вижу такой подтекст: аааа, шрифтов мало, шрифтов не хватает, а вы, горе-шрифтовики, фигнёй тут страдаете!

Шрифтов мало, да. Особенно по сравнению с количеством шрифтов с латиницей и без кириллицы.

Только вот активно используется — сравнительно небольшая часть. Большинство свежих тиражных шрифтов можно охарактеризовать гребенщиковской фразой «я ушёл от закона, но так и не дошёл до любви» — в мелком тексте по «текстовости» до любимых и используемых всеми Свифта и Чартера они не дотягивают, а в крупном (реально крупном) выглядят излишне дубовыми, неконтрастными и разряженными.

Мелкокегельных шрифтов — почти нет.

Крупнокегельных шрифтов (именно тиражных, арт-директора крупных журналов могут многое себе позволить, но это и останется в рамках издания) — почти нет.

Шрифтов, сильно развитых по начертаниям и позволяющих за счёт этого более-менее тонко регулировать насыщенность и ёмкость набора — много ли можно назвать? А, между прочим, Мириад и Гелиос все так любят «потому что много начертаний»…

А шрифтов, опять-таки тиражных, в которых есть ещё какие-то дополнительные типографические возможности (помимо капители и минускульных цифр, хотя их, кстати, тоже довольно мало) — сколько в кириллическом пространстве? Каллиграфических, например, шрифтов, в которых не механическое по одному глифу на знак, а контекстно-зависимые варианты, много ли? А некаллиграфических?

Я каждый день хожу по шрифтовым сайтам (некириллическим, главным образом) и пытаюсь отслеживать тенденции, и вот что мне кажется: нашу шрифтовую культуру надо развивать не только вширь (в смысле увеличения количества шрифтов), но и вглубь, в сторону увеличения возможностей шрифта. А пользователей надо приучать к тому, что в шрифте может быть не только два алфавита и один комплект цифр в начертаниях нормальном-курсивном-полужирном, и использоваться он может не только в диапазоне от 12-го до 36-го кегля.

Типографические возможности надо популяризировать, как мне кажется. Даже если эти возможности выражаются в том числе в финтифлюшках.

Ну так вот, к самому интересному.

Самое интересное: по аккаунтам тех, кто предзаказал шрифт, разложена бета-версия первого начертания!

И её можно (и нужно) оттуда скачивать и тестировать, потому что пока ещё мы можем вносить в шрифт изменения.

Сразу предупреждаю: кернинга в этом начертании ещё нет (кернинг в процессе, про него будет отдельная серия), и ОТ-фичи написаны ещё не все. Но для начала надо выяснить, насколько удобны и понятны имеющиеся, а для этого и нужна ваша, дорогие читатели, бета-тестерская помощь.

Примеры и картинки работы шрифта я собирала в ИнДизайне, если кто-то сможет показать, как всё это работает (и что из этого работает) в других приложениях — будет здорово.
Инструкция по применению, соответственно, тоже приводится для ИнД.

В некоторых (очень немногих) случаях замены знаков работают не совсем так, как на картинке, не пугайтесь — это идёт отладка…

Итак, начинаем.

Во-первых, в шрифте работает очевидное — минускульные цифры

и капитель, которая вызывается как через меню OpenType, так и с помощью кнопки Small Caps (с помощью кнопки капитель делается из строчных букв, с помощью меню — из любых).

Подстановка альтернативных знаков происходит с помощью вызова стилистических сетов:

Пока их работает девять, но будет больше.
Разные сеты включают разное количество знаков и могут свободно комбинироваться между собой.

Можно выделить два глобальных сета для прописных знаков и капители, два локальных сета для них же и несколько сетов, меняющих один-два знака в строчном наборе (чтобы можно было включить именно те формы и в тех сочетаниях, которые нужны, а не всё разом).
Если двигаться по порядку, то первые два стилистических сета и есть глобальные.

Предположим, что базовый комплект знаков выглядит вот так (собственно, именно так он и выглядит):

Стилистический сет 1 заставляет прописные, капительные и некоторые другие знаки выглядеть более витиевато и старомодно:

Стилистический сет 2 ближе к ар деко и советским табличкам:

Следующие два сета действуют на начальные (третий) и концевые формы некоторых знаков, поэтому в примере буквы отбиты друг от друга пробелами.

Стилистический сет 3 меняет формы треугольных букв на начальные,

а стилистический сет 4 — на конечные.

Оставшиеся пять сетов касаются формы строчных знаков.

Стилистический сет 5 заменяет формы k, ж, к, я на более мягкие и может комбинироваться, например, с сетом 1, применённым к прописным знакам.

Стилистический сет 6 заменяет двухчастную форму буквы, а на одночастную (круглую),

а стилистический сет 7 делает то же самое с буквой g, поэтому довольно логично использовать их вместе (хотя я теоретически могу представить ситуацию, в которой вместе они как раз не очень нужны).

Стилистический сет 8 заменяет латинскую l с крючком снизу на «просто палочку» и, в принципе, тоже неплохо сочетается с предыдущими двумя (а все они — со стилистическим сетом 2 в прописных).

И стилистический сет 9 нужен для тех, кому зачем-то понадобятся треугольные Л и л.

Треугольные Д я делать всё-таки не стала…

А теперь — завитушки!

Пока что запрограммирован только самый скромный вариант, предположительно в готовой версии шрифта будут ещё два более кудрявых варианта.

Как несложно догадаться, завитушки вызываются с помощью фичи Swash в меню OpenType.

Поскольку они могут срабатывать по-разному, когда буква находится в начале, конце или середине слова, я набрала все буквы по три раза через пробел, чтобы просмотреть все возможные случаи.

В базовом комплекте знаков своши должны работать вот так:

При включенном стилистическом сете 1 вот так:

При включенном стилистическом сете 2 вот так:

При включенном стилистическом сете 3 вот так:

И при включенном стилистическом сете 4 вот так:

Все те знаки, которые не вызываются (или пока не вызываются) с помощью меню OpenType, доступны с палитры Glyphs.

А вот теперь жду замечаний и наблюдений…

 

 

Реалити-шоу. Семнадцатая серия: это страшное слово — кернинг

1 августа 2011 года


Скажу сразу: сегодня же появится последняя серия, но, поскольку меня загрызла совесть, про кернинг я решила всё же написать.

Заодно прошу прощения за долгое молчание; работа в это время не стояла на месте, но вот описывать её руки никак не доходили…

Итак, кернинг. Как известно, любой, кто хочет произвести впечатление знатока типографики, первым делом выучивает это волшебное слово и начинает смущать всех окружающих замечаниями типа «Ну, кернинг, конечно, так себе…»

Если же говорить серьёзно, то кернинг — это корректировка расстояний между знаками в тех случаях, когда равномерности межбуквенных белых нельзя добиться с помощью грамотно расставленных апрошей.

То есть как бы идеально мы их ни расставили, в слове ГДЕ, если хорошо присмотреться, гарантированно будет дырка между Г и Д, а в слове ТАК — между Т и А. В этих-то случаях и нужен кернинг. Надо, кстати, сказать, что бывают профессионально спроектированные шрифты и вовсе без кернинга, особенно экранные (например, Georgia — и прекрасно работает). И поддерживают его далеко не все приложения.

Так что, с одной стороны, кернинг кернингом, а чем его меньше, тем лучше (т. е. при расстановке апрошей лучше лишний раз подумать и тем самым избавиться от пары сотен кернинговых пар), но, с другой стороны, в профессионально сделанном шрифте кернинг должен быть, работать и по возможности не заставлять пользователя править (кроме совсем особых случаев) межбуквенные расстояния руками.

К счастью для шрифтовых дизайнеров, кернить все буквы со всеми буквами совершенно нет необходимости. Случаи, требующие корректировки, обычно более-менее очевидны (особенно если смотреть внимательно), да ещё и существует такая замечательная вещь, как классовый кернинг, позволяющая автоматически перенести нужные значения с одного знака на другие, подобные ему по форме.

На следующих двух картинках некоторые ячейки подчёркнуты коротенькой красной линией. Это и есть классообразующие знаки.

Возможно, кто-то спросит: а зачем кернинг точке или дефису?
Но вспомните, что получается, когда, скажем, в прямой речи тире встречается с запятой,- вот так. В таком случае, чтобы не было дырки, кернинг более чем уместен.

А вот так (как на двух картинках ниже) выглядит окно редактирования кернинговых классов: слева длинный список этих самых классов (галочки напротив названия обозначают, касается ли класс левого полуапроша, правого или обоих), справа сверху табличка в картинках и справа снизу список знаков, входящих в класс, в виде текста.

Кернинговые классы можно импортировать из одного шрифтового файла в другой, так что достаточно один раз сделать себе хорошую основу, а потом слегка, в случае необходимости, модифицировать под конкретный шрифт.

Для Цирцеи менять пришлось довольно много, потому что нужно было разместить частично в старых, частично в новых классах альтернативные знаки, и во многих случаях — разбить существовавший двусторонний класс для симметричного знака (типа, А или Т) на левый и правый.

Кроме грамотно составленных кернинговых классов, нужны ещё согласованные с ними кернинговые тексты.

Для Circe я брала тексты, оставшиеся от ПТ Санса, и довольно много их подгоняла. В результате в папке «кернинг» появилась вот такая папка со специальными для этого шрифта кернинговыми текстами.

Текст для прописных знаков разбит на три части, потому что он получился очень длинным и ФонтЛаб отказывался с ним корректно работать. Как видно из названий файлов, тут есть отдельные тексты для кернинга прописных знаков с прописными, прописных со строчными, прописных с капителью, строчных со строчными, пунктуации и исключений из классов.

Я не очень мудрствовала при составлении текстов, так что выглядят они примерно так:

два знака с потенциально корректируемым расстоянием между ними в рамке из знаков с вертикальными штрихами.

Важно в этом тексте то, что пары с одинаковыми значениями идут сразу друг за другом, чтобы не приходилось, например, дойдя до АТ в кириллице, мучительно вспоминать, какое там было значение в латинице.

С помощью специальной кнопки в правой части окна Preview/Metrics текстовые файлы импортируется в ФЛ.

И остаётся только пройтись по ним от начала до конца (если мы имеем дело с ММ-файлом — то два раза, на одной стороне оси и на другой).

Самый последний штрих — исключения из классов, то есть те случаи, когда значение кернинга знаков внутри класса не совпадает с классообразующим.

После всех этих мучений работу дизайнера можно считать уже совсем оконченной, но как раз об этом — в следующей серии)

 

 

Реалити-шоу. Восемнадцатая серия, последняя

2 августа 2011 года


Дорогие зрители-читатели!

Ещё раз спасибо вам за участие в процессе и за долготерпение 🙂

Как выяснилось, большой и нестандартный (там в итоге больше 2500 глифов на начертание, для меня это пока рекорд) знаковый состав долго не только разрабатывать, но и технически обрабатывать тоже, даже когда этим занимается не один дизайнер, а целая команда технических специалистов. В самый последний момент мог всплыть какой-нибудь логичный, но недостающий знак, OpenType-фичи переписывались раз десять, файлы перестраивались и перенастраивались и т. п.

Но, так или иначе, шрифт закончен. Мы его тестировали как могли, так что серьёзных проблем остаться не должно было, но если вы заметите что-то подозрительное — пишите, в случае необходимости к концу года будет выпущена исправленная версия.

 

За десятилетие Цирцея успела обзавестись курсивными начертаниями. Здесь вы можете ознакомиться инструкцией к современной версии Circe. У нее появилась брусковая компаньонка — Circe Slab, которая уже успела стать популярной и получить награду Red Dot Awards 2020. А еще скоро выйдет крупнокегельная акцидентная Circe Contrast. Впрочем, с её бета-версией вы уже можете ознакомиться в нашей лаборатории.