Этот материал — переработка и компиляция статей, впервые опубликованных 1 августа 2007 года на старом сайте paratype.ru, artlebedev.ru и imadesign.ru
11 декабря 2013 года Банк России утвердил «символ рубля в виде прописной буквы «Р» кириллического алфавита, дополненной в нижней части горизонтальной чертой».
В качестве подарка к новому 2014 году мы выпустили бесплатный шрифт PT Rouble в трех начертаниях (Sans, Serif, Decorative), включающий знаки рубля из тех шрифтов библиотеки Паратайпа, в старых версиях которых знак рубля отсутствовал. PT Rouble позволяет пользователям, ранее приобретавшим шрифты без знака рубля, легко восполнить этот пробел.
В архиве вы также найдёте легенду, по которой несложно найти знак рубля, соответствующий нужному шрифту и его начертанию.
Внимание! Используйте русскую клавиатурную раскладку.
История создания знака рубля
В конце 2007 года семь московских дизайн студий — «Дизайн-депо», «Дизайнет», «Директ-дизайн», «Имадизайн», «Леттерхед», «Паратайп» и Студия Артемия Лебедева по инициативе Эркена Кагарова собрались и приняли участие в новом раунде профессионального обсуждения графемы рубля и выступили инициаторами введения этого знака в бытовой обиход.
В результате обсуждения была утверждена графема, которая учитывала все профессиональные требования этого творческого коллектива.
Написать обоснование выбора было поручено Юрию Гордону, подготовить призыв о поддержке инициативы Эркену Кагарову, а нарисовать образцы знака для шрифтов разных типов шрифтов Владимиру Ефимову. Профессиональное сообщество договорилось, что у нового знака не будет автора, на его копирование и модификации не накладывается никаких ограничений.
Для выбора символа «Знак рубля» были использованы объективные критерии, важные для его эффективного применения:
1. Простота графики;
2. Отличие от других знаков письма, принятых в основных шрифтовых системах, прежде всего в кириллической и латинской;
3. Интуитивная понятность представителю русскоязычной культуры. Знак вводится прежде всего во внутренний оборот, поэтому важнее, чтобы его правильно восприняли россияне, чем иностранцы;
4. Удобство написания от руки (помимо прочего, моторное запоминание — самое быстрое и надежное);
5. Односоставность. Знак, состоящий из одной графемы, быстрее считывается и как правило занимает меньше места. Односоставный, нелигатурный знак проще интегрируется в табличный набор, исключительно важный в данном случае;
6. Шрифтонезависимость. Вводится в обиход символ, графема, а не знак конкретного шрифта. Эта графема должна поддаваться стилизации под любую гарнитуру существующего или будущего шрифта при дополнении их знаком рубля;
7. Равномерная плотность. Отсутствие перегруженных штрихами зон, слишком мелких, необязательных штрихов. Эти параметры приобретают решающее значение в мелкокегельном наборе. Знак не должен заплывать в четвертом кегле текстового шрифта;
8. Ширина не больше, чем у нуля (самой широкой цифры). Важный параметр: в наборных шрифтах ширины валютных знаков должны соответствовать ширинам цифр для упрощения табличного набора;
9. Понятность иностранцу, знакомому с латиницей;
10. Наличие легкой необычности в пределах нормы, способствующей запоминанию и распознаванию.
Официальный текст обращения к общественности от имени инициативной группы был опубликован на сайтах Студии Артемия Лебедева и Имадизайн.
1 августа 2007-го выбранный знак был представлен широкой публике. В первые три недели инициативу по внедрению нового знака поддержали почти четыреста дизайн-студий со всей страны — от Владивостока до Калининграда. С начала 2008 года, не дожидаясь официального утверждения знака на государственном уровне, Паратайп и другие производители шрифтов стали включать разработанный знак рубля во все новые шрифты и дополнять им ранее выпущенные гарнитуры.
Спустя 5 лет после утверждения символа рубля Банком России, Паратайп обратился в Консорциум Юникода. Так у знака рубля появился код U+20BD.
Эмиль Якупов, первый директор Паратайпа, о знаке рубля
История принятия знака рубля — драматическая, но с хорошим началом и хорошим концом.
Знак рубля был придуман просто группой энтузиастов: Эркен Кагаров собрал штифтовые студии и несколько дизайн-студий и предложил, наконец, договориться о знаке и использовать его во всех шрифтах. А то деньги есть, а знака к ним нет — это не по-человечески.
Теоретически нам даже было не важно, какой знак рубля примет Центробанк — хоть двуглавого орла с татуировкой на лбу, — потому что частные компании могут делать и добавлять в свои шрифты тот знак, которые считают правильным.
Это сокращённая и отредактированная цитата Эмиля Якупова из интервью студии Shandesign. Более полная версия — в фильме «Эмиль. Современная кириллица» этой же студии.