Современная кириллица 2014

2 июня 2014 года в России стартовал Международный конкурс шрифтового дизайна «Современная кириллица 2014». Организаторы конкурса: компания «Паратайп», ведущий российский производитель цифровых шрифтов, и онлайн-журнал «Шрифт», посвящённый шрифту и типографике. «Современная кириллица 2014» является продолжением конкурсов «Кириллица’99» и «Современная кириллица 2009», организованных Владимиром Ефимовым (1949–2012), арт-директором и одним из основателей компании «ПараТайп», и Эмилем Якуповым (1957–2014), директором компании «ПараТайп».

На конкурс принимались шрифты, шрифтовые гарнитуры и системы для текстового и/или акцидентного набора, созданные и/или выпущенные после 15 сентября 2009 года.

Конкурс открыт для всех, участие бесплатное. Для участников нет граничений по возрасту, образованию, роду занятий и владению языками.

В состав международного жюри конкурса вошли специалисты в области кириллических шрифтов и типографики: Дмитрий Аронов (Россия), Гаянэ Багдасарян (Россия), Наталья Васильева (Россия), Йовица Вельович (Германия), Данила Воробьёв (Россия), Константин Головченко (Украина), Юрий Гордон (Россия), Александра Королькова (Россия), Джон Хадсон (Канада). Председатель жюри — Максим Жуков.

 

Слева направо: Йовица Вельович, Наталья Васильева, Данила Воробьёв, Гаянэ Багдасарян, Константин Головченко, Максим Жуков, Дмитрий Аронов, Юрий Гордон, Джон Хадсон, Валентина Радзишевская

 

Заседание жюри конкурса состоялось в Москве 25 ноября 2014 года. Победители награждены почётными дипломами «За совершенство в шрифтовом дизайне».

Пресс-релиз в формате PDF

Условия участия в конкурсе

На конкурс могут быть присланы проекты шрифтов и готовые шрифты на кириллической алфавитной основе, созданные и/или выпущенные после 15 сентября 2009 года.

Участие в конкурсе бесплатное.

Участник указывает конкурсную категорию для собственного проекта при подаче заявки. Жюри конкурса и оргкомитет оставляют за собой право при необходимости изменить категорию представленного проекта, а также исключить его из рассмотрения, если проект не соответствует условиям конкурса.

Работы членов жюри и оргкомитета в конкурсе не участвуют.

Количество представляемых на конкурс проектов одного автора не ограничивается. Допускается участие в конкурсе шрифтов, представленных как дизайнерами, так и производителями шрифтов, в том числе физическими и юридическими лицами.

Сроки представления работ и подведения итогов

Работы на конкурс принимались до 14 ноября 2014 года. Заседание жюри конкурса и определение победителей состоялось 25 ноября 2014 года. Публичное объявление итогов конкурса и распространение соответствующего пресс-релиза состоялось 30 ноября 2014 года на конференции «Серебро набора».

Награды конкурса

Жюри выбрало лучшие шрифты в каждой категории конкурса из числа присланных работ и отметило их почётными дипломами «За совершенство в шрифтовом дизайне». Кроме того, организаторы конкурса оставляют за собой право присуждать собственные премии, призы и дипломы отдельным проектам из числа отмеченных жюри конкурса.

По итогам конкурса издан каталог. Дизайнеры призовых проектов и члены жюри получили бесплатные экземпляры.

Категории шрифтов

Категории конкурса используются для систематизации заявок и удобства работы жюри. Организаторы и жюри конкурса оставляют за собой право при необходимости переносить представленные шрифтовые проекты из категории в категорию.

Текстовый шрифт
Шрифты и шрифтовые гарнитуры для набора сплошного текста.

Акцидентный шрифт
Шрифты и шрифтовые гарнитуры для набора заголовков и надписей, в том числе рукописные, каллиграфические, декоративные, инициальные и т.п.

Шрифтовая система (Type system)

Расширенные гарнитуры, включающие отдельные (масштабозависимые) начертания для текстового и акцидентного набора (прямой, курсив, полужирный и т.д.). Также в этой категории рассматриваются супергарнитуры (расширенные семейства шрифтов), охватывающие связанные между собой гарнитуры различных стилевых групп, предназначенные для совместного применения, например, антиква (шрифт с засечками) и гротеск (шрифт без засечек).

Характер дизайна шрифта

Правильное указание особенностей проекта поможет членам жюри определиться с типом дизайна представленного шрифта/шрифтов.

Оригинальный шрифт

Полностью или частично оригинальный рисунок по концепции и исполнению, не имеющий прямого прототипа и не являющийся воспроизведением какого-либо существующего шрифта.

Шрифт специального назначения

Шрифты и шрифтовые гарнитуры, разработанные по заказу и отвечающие требованиям заказчика, а также шрифты, созданные для специфического использования (например: системы навигации, пособия для слабовидящих или страдающих дислексией и т.п.). Проект необходимо сопроводить дополнительным описанием.

Историческая реконструкция

Шрифты, созданные как реконструкция исторического прототипа, либо являющиеся современной интерпретацией классического шрифта. Кроме шрифтов, первоначально спроектированных на латинской основе, для которых кириллическая часть была разработана (такие проекты следует относить к «производному дизайну»). Проекты необходимо сопровождать указанием названий шрифтов-прототипов, даты их выпуска в свет, имен их дизайнеров и фирм-производителей.

Производный дизайн

а) Модифицированная версия существующего шрифта, разработанная как дополнительное начертание других насыщенности, пропорции, наклона; с добавленными или убранными засечками; текстовое, акцидентное, декоративное и т.п.;

б) Кириллическая версия шрифта, первоначально разработанного для другой письменности. Проект необходимо сопроводить описанием и указанием названий шрифтов-прототипов, даты их выпуска в свет, имен их дизайнеров и фирм-производителей.

Заявка участника

Состав проекта

Представляемый на конкурс шрифт может включать прописные и/или строчные, капительные знаки, знаки препинания, цифры и иные символы в объёме стандартного кириллического комплекта (Macintosh Cyrillic или Windows CP 1251). Шрифты специального назначения, а также декоративные, инициальные, акцидентные и т.п. могут иметь особый — сокращённый или расширенный — состав знаков.

Наличие знаков латинского алфавита желательно, но не обязательно. Минимальный состав проекта — комплект знаков, позволяющий набирать текст на одном из языков, использующих кириллицу.

Дополнительная информация о проекте

Дополнительные сведения о проекте, представляющем собою историческую реконструкцию или кириллизацию (производный шрифт), — названия шрифтов-прототипов, даты их выпуска в свет, имена их дизайнеров и фирм-производителей должны быть указаны в форме заявки на участие в конкурсе.

Оформление конкурсного проекта

Проект оформляется на листе размера A3 (297 x 420 мм с печатным полем 277 x 400 мм). К участию в конкурсе принимаются работы в формате PDF (лучший вариант), а также TIFF и JPG.

В образцах шрифтов не должны присутствовать их названия, имена дизайнеров, а также названия фирм-производителей.

Жюри рассматривает только чёрно-белые изображения. Цветные изображения допустимы, если это значимая особенность дизайна представленного проекта.

Мы рекомендуем придерживаться следующих принципов и последовательности оформления проекта:

На первом листе конкурсного проекта должен быть представлен полный комплект знаков — алфавитных и неалфавитных — в крупном кегле. При этом, в зависимости от дизайна, для пропиcных, строчных и капительных знаков, следует выбрать один кегль. Комплект знаков должен включать набор кириллических символов — в объёме кодировок Macintosh Cyrillic или Windows CP1251 или их части, позволяющей набирать текст на одном из языков, или на нескольких языках, использующих кириллицу.

Если шрифтовая гарнитура включает несколько начертаний, то комплект знаков в каждом начертании должен быть показан на отдельном листе.

На прочих листах следует дать примеры потенциального применения представляемого шрифта. Образцы возможного использования должны отражать их назначение и особенности и представлять конкурсные проекты в наилучшем свете. Эти примеры или их фрагменты могут быть использованы в каталоге проектов-призеров и в информационных публикациях по итогам конкурса.

Они могут включать заголовки, короткие или длинные тексты, примеры страниц или разворотов книжных и периодических изданий, фотографий с экрана мониторов, планшетов, смартфонов и мн. др. Для текстовых шрифтов, спроектированных для печатных изданий, обязателен блок текста, набранный разными кеглями от 6 до 14 п.

На момент закрытия приёма проектов поступило 356 работ из 26 стран.

Состав заявленных работ по категориям

  • Акцидентные – 241
  • Текстовые – 95
  • Шрифтовые системы – 20

Состав заявленных работ по странам

  • Россия — 164
  • США — 32
  • Германия — 22
  • Великобритания — 21
  • Сербия — 14
  • Украина — 14
  • Швейцария — 14
  • Литва — 13
  • Нидерланды — 10
  • Чили — 8
  • Болгария — 7
  • Чехия — 7
  • Греции — 4
  • Франция — 4
  • Хорватия — 4
  • Аргентина — 3
  • Белоруссия — 2
  • Армения — 2
  • Иран — 2
  • Испания — 2
  • Австрия — 1
  • Италия — 1
  • Канада — 1
  • Македония — 1
  • Португалия — 1

Жюри:

Дмитрий Аронов (Россия),

Гаянэ Багдасарян (Россия),

Наталья Васильева (Россия),

Йовица Вельович (Германия),

Данила Воробьёв (Россия),

Константин Головченко (Украина),

Юрий Гордон (Россия),

Александра Королькова (Россия),

Джон Хадсон (Канада).

Председатель жюри — Максим Жуков

Оргкомитет:

Ирина Петрова

Евгений Юкечев

Рустам Габбасов

Сергей Бобрышев

Валентина Радзишевская

Итоги конкурса

Для награждения почётными дипломами конкурса за совершенство в шрифтовом дизайне жюри выбрало 29 шрифтовых проектов . В рамках выбранных работ каждому члену жюри было также дано право отметить один проект на основе личных предпочтений.

Акцидентные шрифты

Adobe Hand B: Роберт Слимбах, «Адоби», США, 2012
Amalta: Вера Евстафьева, «Инфонта», Россия, 2011
Artcity: Артём Яковлев, Россия, 2014
Bickham Script Pro 3: Ричард Липтон, «Адоби», США (отмечен Йовицей Вельовичем)
Capline: Джереми Танкард, «Джереми Танкард Тайпографи», Великобритания, 2013
Checkpoint: Майкл Парсон, «Типогейма», Швейцария, 2010
Delgado: Роман Щюкин, «Газлайт Те-Эф», Россия, 2012 (отмечен Натальей Васильевой)
Lenta: Ирина Кривошеева, Россия, 2014
Manicotti: Дэвид Джонатан Росс, «Фонт Бюро», США, 2014 (отмечен Джоном Хадсоном)
Октябрьская: Надежда Герингер, Германия, 2014 (отмечен Константином Головченко)
Sapiens: Елена Алексеева, Россия
Siberian: Олег Мацуев, «Словолитня Олега Мацуева», Россия, 2013
Sloop: Ричард Липтон, «Фонт Бюро», США
Trajan Sans: Роберт Слимбах, «Адоби», США, 2011
Wary: Валерий Заверяев, «Газлайт Те-Эф», Россия, 2012
Woodkit: Ондрей Об, «Типотек», Нидерланды, 2014 (отмечен Юрием Гордоном)

Текстовые шрифты

Adobe Text: Роберт Слимбах, «Адоби», США, 2010 (отмечен Данилой Воробьёвым)
Chetwerg: Андрей Белоногов, Россия, 2014 (отмечен Дмитрием Ароновым)
Chiavettieri: Никола Костич, «Словолитня Костича», Сербия, 2014
FF Meta Condensed: Эрик Шпикерман, «Монотайп / ФонтФонт», Германия, 2010
Glober: Святослав Симов, Иван Петров, «Фонтфабрик», Болгария, 2014
Marco: Тоши Омагари, «Монотайп», Великобритания (отмечен Александрой Корольковой)
Suisse Int’l Condensed Cyrillic: Алексей Ваняшин, «Алексей Ваняшин Тайпографи», Швейцария, 2013

Шрифтовые системы: текстовые и акцидентные

Input: Дэвид Джонатан Росс, «Фонт Бюро», США, 2014 (отмечен Гаянэ Багдасарян)
Mamontov Grotesk: Олег Мацуев, «Словолитня Олега Мацуева», Россия, 2014
Napoleon: Яна Кутьина, Россия, 2013–2014
Permian: Илья Рудерман, Россия, 2009
RIA Typeface: Юрий Остроменцкий, «Кастом Фонтс», Россия, 2013
Sitka: Мэтью Картер, «Майкрософт», США, 2013

Приз имени Эмиля Якупова от компании «ПараТайп» и сертификат на пожизненную лицензию от компании FontLab вручены Яне Кутьиной и Андрею Белоногову.

Мы поздравляем победителей с заслуженными наградами!

30 ноября работы победителей были представлены на международной шрифтовой конференции «Серебро набора» в Москве, в Центральном доме архитектора по адресу Гранатный переулок, 7. Тем же вечером состоялась церемония награждения победителей, которую провёл председатель жюри Максим Жуков.

По итогам конкурса был выпущен каталог шрифтов-призёров и выставочная экспозиция.