Очерк посвящается другу и наставнику, Денису Машарову
Издательский дом Эльзевиров
Ранняя история дома Эльзевиров теряется в веках. Первые упоминания о семье начинаются с 1540 года, когда в городе Лёвен родился Лодевейк Эльзевир, который напечатал свою первую книгу в 1583 году, стал успешным, основал династию. Но само слово Elsevier (возможны также написания Elzevier и Elzevir) ничего не значит ни в голландском, ни во фламандском языках. Судя по всему, Лодевейк — выходец из семьи сефардских эмигрантов из Испании, где в 1492 году король Фердинанд II Арагонский издал указ об изгнании всех евреев из страны. На иврите, сефер (ספר) значит книга, а в еврейско-марокканских диалектах, очень близких к арабскому языку, использовался определённый артикль «Аль». Альтернативные, но, возможно менее вероятные версии происхождения фамилии: непосредственно от арабского Аль-Сафир (السفير) — посол, либо от фламандского Helsche Vier — четверо из ада.
К XVII веку издательство переехало в Лейден, обрело большую славу, изобрело свой одноименный формат карманных книг, которые стали невероятно желанными для библиофилов по всей Европе. Считается, что первая книга карманного формата «Эльзевир» была напечатана в 1583 году.
Всего же издательство выпустило более 2200 книг, около 3000 диссертаций. На книгах Эльзевиров стояла издательская марка с девизом Non Solus. Для современников она была знаком наивысшего качества.
Во второй половине XVII века основной для Эльзевиров становится типография в Амстердаме. Кроме произведений античных авторов, издаются произведения современников — Бэкона, Галилея, Корнеля, Мольера, Паскаля, Рабле и других. Эльзевиры сыграли значительную роль в истории книжного дела, подготовив почву для дальнейшего развития полиграфии эпохи европейского Просвещения. Династия просуществовала до 1712 года. Позже, в 1880 году в Голландии было основано научное издательство Elsevier, которое также стало использовать и издательскую марку Non Solus. Это издательство существует до сих пор, но к оригинальной династии не имеет никакого отношения.
Кристоффель Ван Дейк
Возникновение термина «Эльзевир» именно в шрифтах неразрывно связано с работами Кристоффеля Ван Дейка (*1600-5, Дексхайм — †1669, Амстердам), одного из величайших голландских словолитчиков и печатников. Его шрифты по сути были продолжением и переосмыслением антикв Клода Гарамона и других, которые бы мы сейчас назвали старостильными. Однако в работе Ван Дейка уже начинали появляться некоторые барочные черты.
Ван Дейк основал собственную словолитню, которая после его смерти отошла его сыну, Аврааму Ван Дейку (*1645—†1672), пережившему отца менее чем на три года. После смерти Авраама бóльшая часть имущества словолитни была выставлена на аукцион, и его приобрёл Даниэль Эльзевир. Впоследствии с лёгкой руки Карла Энсхеде появился миф о том, что единственным автором шрифтов для знаменитого Лейденского издательства является именно Ван Дейк. В издательстве Эльзевир действительно много книг было напечатано шрифтами, отлитыми с матриц Ван Дейка, но также применялись и шрифты других авторов.
Эльзевиры XIX века
Возвращением понятия «Эльзевиры» в типографику XIX века — отчасти в новом значении — мы обязаны Луи Перрену (*1799 — †1865), печатнику, литографу, гравёру и книготорговцу из Лиона.
К середине XIX века во Франции уже начала проявляться усталость от вездесущих антикв нового стиля, в основном Дидо. Это несложно понять, так как помимо засилья таких шрифтов как такового, долго читать тексты, набранные кеглем мельче 12 пт, было сложно. Этим шрифтам присущ большой контраст между тонкими и плотными штрихами, и в мелком кегле это создаёт большую нагрузку на глаза.
По счастливому стечению обстоятельств, в 1845 году при раскопках в Лионе были обнаружены древнеримские руины с некими надписями, выбитыми в камне. Шрифт же в этих надписях заметно отличался от капитального монументального письма, в первую очередь пропорциями. Перрен срисовал буквы с этих надписей и поручил словолитчику Франциску Рею создать полный алфавит с прописными буквами, который он назвал «знаками Августа» (les Augusteaux). Далее, при участии самого Перрена, Рея и гравера Жана-Мари Фужера начинается разработка антиквы, которая была бы избавлена от тех качеств, за которые критиковали шрифты Дидо. За основу для прописных был взят рисунок тех самых «les Augusteaux», а для строчных базой послужили антиквы Ван Дейка, которые уже тогда называли Эльзевирами. Так старинное название обрело новый смысл в XIX веке.
Путешествие по планете
Новый стиль — открытые апертуры, слабовыраженные засечки, фирменные пропорции прописных и еще более фирменная нога-шпора в букве R — притянул к себе общественное внимание. Шрифты этого типа быстро становятся популярными. Буквально через пару лет после Перрена их начинают изготавливать многие французские словолитни.
Затем, в 1885 году, Альберт Анклам из Гамбурга создаёт шрифт в этом же жанре для словолитни Генцш и Гейзе (Genzsch & Heyse), и называет его Römische Antiqua. Здесь стоит добавить, что в плане названий немцы шли немного иным путём, и по причине того, что прописные буквы в шрифте лез Огюсто были основаны на древнеримских надписях, шрифты подобного стиля часто назывались Römisch, Lateinisch, Romana и тому подобные.
В Америку шрифты Генцш и Гейзе привёз Теодор Лоу Де Винн. В США термин «эльзевир» появляется снова. Вслед за Де Винном, свои эльзевиры делают Барнхардт Бразерс & Спиндлер, Инланд Тайп Фаундри и многие другие.п
Эльзевиры в ХX веке
Вернёмся в Германию. В 1899 году Петер Шорр создает первое начертание шрифта Lateinisch для словолитни Бертгольда. В 1902 году, гарнитура была расширена до 6 начертаний, а специально для петербургского отделения Бертгольда была изготовлена Lateinisch Russisch или иначе — гарнитура Латинская. В довоенный период в России продолжают появляться и другие эльзевиры, например, гарнитура Рената. Этот шрифт был выпущен в конце XIX века словолитней Кребса. Он производился также словолитней Поппельбаума в Вене, словолитней Лемана в Санкт-Петербурге, Пражской словолитней (везде — включая кириллическую версию). Позже немецким филиалом Mergenthaler Linotype этот шрифт был адаптирован для строкоотливных машин (также с кириллицей).
Удивительно, но гарнитура Латинская уцелела даже после революции 1917 года, став буквально одной из нескольких антикв в советском ГОСТе, под именем гарнитуры 27. После стандартизации и уточнения рисунка букв, сделанного Галиной Банниковой, шрифт стал называться гарнитурой Литературной. Надолго Литературная стала «антиквой по умолчанию» в СССР.
Современность
Вероятнее всего, повторный интерес к эльзевирам возник по причинам, схожим с усталостью от контрастных, закрытых шрифтов в середине XIX века во Франции. К середине 2010-х это был, пожалуй, единственный жанр, не освоенный современными шрифтовыми дизайнерами.
В конце 2010-х Дэвид Джонатан Росс выпустил первое начертание шрифта Roslindale — честный ревайвал шрифтов Де Винна, конца XIX века, а Тобиас Фрер Джонс и Нина Штёссингер создали шрифт Empirica — внимательный ревайвал les Augusteaux Луи Перрена. В 2020 Ник Недашковский в Паратайпе спроектировал первую версию шрифта Helsa Display для Лаборатории Паратайп — стройную и эксцентричную антикву для заголовков и коротких текстов. Юлия Гонина из TypeType в марте 2021 сделала TT Ricordi Todi — акцидентный шрифт с сильным харакетром, эльзевирными чертами и лёгким привкусом русского модерна.
Интерес к эльзевирам заметен и в реальном применении в дизайне, примечательны работы Глущенкоиздата, фирменный стиль Типомании 2021, в которых активно используется Литературная.
В 2018 году в нашей студии появился «алтарь Эльзевиров» — стена, увешанная распечатками исторических шрифтов-референсов. С тех пор наша студия работает над шрифтами этого жанра. Сейчас в процессе Scoville — острый шрифт с вариативной конструкцией — от эльзевира до шотландской антиквы, Epice — жирный и мягкий акцидентный эльзевир, а также — расширенная версия гарнитуры Литературной. В начале 2022 года вышла финальная версия Хельзы — Ник Недашковский почти полностью перерисовал шрифт и значительно расширил его по знаковому составу.
Отдельная благодарность Константину Головченко за пояснения