Pragmatica Next: неогротеск со 120 начертаниями и бесконечным диапазоном возможностей

Pragmatica Next


Тайп-тестер
Pragmatica Next — универсальный современный неогротеск с огромным диапазоном возможностей. Подходит практически для всего: брендинга и айдентики, интерфейсов, упаковки, навигации, длинного текста, в том числе в вебе.

Содержание:

Особенности дизайна и история
Отличие Pragmatica Next от Pragmatica
Как использовать
Система начертаний
Авторы шрифта

Особенности дизайна и история

Неогротески как тип шрифта возникли во второй половине XX века и стали «визитной карточкой» швейцарской типографики и интернационального стиля. После их появления шрифты без засечек стали использоваться «по умолчанию» и считаться самыми нейтральными.

Первые и самые известные неогротески — Helvetica (Макс Мидингер, Эдуард Хоффман, 1957) и Univers (Адриан Фрутигер, 1957).

Univers
Univers
Helvetica
Helvetica (источник Letterform Archive)

Неогротески почти не имеют отличительных черт, которые можно было бы как-то описать. Это позволяет характеризовать их как стандартные и незаметные шрифты, особенно на фоне того, что с середины 2010-х большинство интерфейсных шрифтов — неогротески. Это закрытые равноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков.

Pragmatica Next — переосмысление Прагматики, знакового кириллического неогротеска по мотивам Гельветики.

Pragmatica
Pragmatica

История Прагматики началась в 1985 году, когда Владимир Ефимов во время работы в Отделе наборных шрифтов НИИ полиграфического машиностроения получил заказ на разработку шрифта для нового издания Большой советской энциклопедии.

Владимир Ефимов
Владимир Ефимов

Издательство хотело получить шрифт «в стиле *Гельветики*, но чтобы К было как в *Универсе*». В 1985–1987 годах Владимир Ефимов и Исай Слуцкер работали над шрифтом, причём уже в векторном редакторе и с использованием интерполяции!

Именно особенности интерполяции стали причиной того, что в регулярном начертании Прагматики появился небольшой контраст. Из-за него шрифт выглядит мягче в мелком текстовом наборе, а ещё контраст роднит Прагматику с более ранними гротесками, отличавшимися менее строгой формой.

Pragmatica
Pragmatica (Расположение букв на кегельных площадках)
Pragmatica
Эскиз Pragmatica (1987), больше эскизов здесь

В 1987 году пять начертаний будещей Прагматики под именем Энциклопедия-4 были переданы редакции БСЭ. После 1989 года, уже в Параграфе/Паратайпе, Владимир Ефимов и другие дизайнеры работали над расширением состава начертаний и знакового состава шрифта.

Видеорассказ Владимира Ефимова о разработке Прагматики
(Смотрите на YouTube и во VK)

Наследие Владимира Ефимова: от цифровых версий советских шрифтов до книг и статей

Сейчас историческая Прагматика — это гарнитура из 42 начертаний, и некоторые из них поддерживают огромное количество языков. Например, Pragmatica Book — один из самых многоязычных шрифтов Паратайпа, с поддержкой абхазского, армянского, вьетнамского, греческого, грузинского и церковнославянского языков.

Отличие Pragmatica Next от Pragmatica

По сравнению с Прагматикой у Прагматики Некст уменьшен контраст — он проявляется в более жирных начертаниях, оставляя регулярное визуально неконтрастным.

шрифт Simon

Межбуквенные расстояния в Прагматике Некст меньше, чем в Прагматике, поэтому шрифт выглядит немного плотнее. Оба этих отличия делают шрифт более универсальным, позволяя ему эффектно выглядеть в крупном размере.

Ещё отличается форма некоторых неалфавитных знаков, например, точка в Next не квадратная, как в оригинальной Прагматике, а круглая.

Pragmatica Next
Pragmatica Next

А главное отличие Прагматики Некст в том, что в ней заметно увеличен диапазон начертаний. Это 120 начертаний: 60 прямых и 60 курсивных + 2 вариативные версии!

Как использовать

Pragmatica Next универсальна, то есть её можно использовать практически везде: от крупных заголовков в айдентике до мелких текстов в интерфейсе.

Pragmatica Next
Pragmatica Next

Текстовые начертания не привлекают к себе лишнего внимания, они просто хорошо выглядят в наборе, в частности кириллическом.

Более жирные, светлые, узкие или широкие начертания при сохранении нейтрально-современного характера выглядят выразительно и выдерживают увеличение до любого размера.

Pragmatica Next

Александра Королькова,
ведущий дизайнер Pragmatica Next:

«Pragmatica Next супер универсальна. В тексте это типичный представитель категории „как Гельветика“: она точная, но не механическая, в ней остаётся место для человечности.

Шрифт исследует тему того, насколько далеко можно зайти — становится сверх-сверх-узким, сверх-сверх-светлым, сверхшироким и сверхжирным — по жирности до степени „дальше уже совсем дичь“, по ширине „дальше уже бессмысленно“. Всё это без потери нормального человеческого вида в промежуточных состояниях.

То есть в базе Pragmatica Next — спокойная и уравновешенная, но с огромным потенциалом к изменению».

Pragmatica
Прагматикой Некст набран и наш сайт
Pragmatica
А ещё сайт Dprofile

Система начертаний

В Pragmatica Next огромный диапазон начертаний. Это 60 прямых и 60 наклонных начертаний: по насыщенности от Hairline до Black и по ширине от Tight до Wide. Это многообразие объединено в два вариативных шрифта: прямой и наклонный.

Прямые начертания
Прямые начертания
Наклонные начертания
Наклонные начертания

Сверхсветлые, сверхжирные, сверхузкие и сверхширокие начертания нарисованы с нуля и не совпадают с самыми светлыми, узкими или жирными начертаниями исторической Прагматики.

Вариативная версия

Вариативная версия
Вариативная версия в нашем тайптестере

Рисунок букв в Прагматике Некст адаптирован к интерполяции в очень широком диапазоне. Это особенно заметно в «круглых» знаках при переходе от нормальных по ширине начертаний к сверхузким: чем уже начертание, тем более выражены в нём прямые участки в буквах О, С, В и подобных.

Знаковый состав и стилистические сеты

Pragmatica Next поддерживает расширенную латиницу и расширенную кириллицу. Это все языки Западной и Центральной Европы, а ещё языки и диалекты, на которых в России преподают и ведут документооборот.

Поддерживаемые языки
Поддерживаемые языки

Кроме того, знаковый состав включает варианты цифр и валют, индексы, стрелки и регистрозависимые формы знаков.

Наборы стрелок
Наборы стрелок
Варианты амперсанда
Варианты амперсанда

Стилистические сеты. Чтобы добавить разнообразия в дизайн, можно использовать набор знаков с квадратной формой точки и стилистические альтернативы букв КкЖж и буквы а, в том числе её одночастную форму в наклонных начертаниях.

Одна из главных особенностей Pragmatica Next — встроенный микротипограф. Он автоматически убирает двойные пробелы, ставит правильные тире и кавычки и многое другое.

Представьте, вам надо быстро сверстать присланный текст, а в нём автор не заметил лишние точки, поставил не то тире и написал км2 вместо км².

Чтобы судорожно не выискивать ошибки, можно включить стилистический сет ss19 и больше не волноваться.

Pragmatica Next

Авторы
шрифта

Александра Королькова

Арт-директор Паратайпа, шрифтовой и книжный дизайнер, теоретик шрифта и типографики. Ведущий дизайнер шрифтов PT Sans, PT Serif, Circe, Golos и шрифтовой системы Сбера. Автор книги «Живая типографика».
Александра — лауреат премии имени Шарля Пеньо, вручаемой ATypI раз в несколько лет дизайнеру до 35 «за выдающийся вклад в шрифтовой дизайн» (2013).

Манвел Шмавонян

Шрифтовой дизайнер и консультант, специалист по кириллице, армянской и грузинской письменностям. Много лет сотрудничает с Паратайпом.
Создал более тридцати гарнитур. В их числе Fact (бронза конкурса GRANSHAN и победитель Red Dot 2020), Vast, Mediator и Mediator Serif, Levnam, Vaccine и Vaccine Sans, Narevik, Susan. Соавтор многих масштабных шрифтовых проектов Паратайпа.

Ник Недашковский

Шрифтовой дизайнер и инженер Паратайпа, где делает тиражные и кастомные шрифты. Сооснователь NNstudio. Получил «Серебряного Льва» на международном фестивале творчества «Каннские Львы», специальную награду конкурса GRANSHAN и другие награды.
Ник разработал шрифты для российской футбольной Премьер-Лиги, платформы Future London Academy, парка «Зарядье» и многих других. В Паратайпе спроектировал шрифты Helsa Display, Izh260-T, Izh260-A и часть супергарнитуры Bodoni PT.