
Содержание:
Особенности дизайна и история
Отличие Pragmatica Next от Pragmatica
Как использовать
Система начертаний
Авторы шрифта
Особенности дизайна и история
Неогротески как тип шрифта возникли во второй половине XX века и стали «визитной карточкой» швейцарской типографики и интернационального стиля. После их появления шрифты без засечек стали использоваться «по умолчанию» и считаться самыми нейтральными.
Первые и самые известные неогротески — Helvetica (Макс Мидингер, Эдуард Хоффман, 1957) и Univers (Адриан Фрутигер, 1957).


Неогротески почти не имеют отличительных черт, которые можно было бы как-то описать. Это позволяет характеризовать их как стандартные и незаметные шрифты, особенно на фоне того, что с середины 2010-х большинство интерфейсных шрифтов — неогротески. Это закрытые равноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков.
Pragmatica Next — переосмысление Прагматики, знакового кириллического неогротеска по мотивам Гельветики.


История Прагматики началась в 1985 году, когда Владимир Ефимов во время работы в Отделе наборных шрифтов НИИ полиграфического машиностроения получил заказ на разработку шрифта для нового издания Большой советской энциклопедии.

Издательство хотело получить шрифт «в стиле *Гельветики*, но чтобы К было как в *Универсе*». В 1985–1987 годах Владимир Ефимов и Исай Слуцкер работали над шрифтом, причём уже в векторном редакторе и с использованием интерполяции!
Именно особенности интерполяции стали причиной того, что в регулярном начертании Прагматики появился небольшой контраст. Из-за него шрифт выглядит мягче в мелком текстовом наборе, а ещё контраст роднит Прагматику с более ранними гротесками, отличавшимися менее строгой формой.


В 1987 году пять начертаний будещей Прагматики под именем Энциклопедия-4 были переданы редакции БСЭ. После 1989 года, уже в Параграфе/Паратайпе, Владимир Ефимов и другие дизайнеры работали над расширением состава начертаний и знакового состава шрифта.
Видеорассказ Владимира Ефимова о разработке Прагматики
(Смотрите на YouTube и во VK)
Наследие Владимира Ефимова: от цифровых версий советских шрифтов до книг и статей
Сейчас историческая Прагматика — это гарнитура из 42 начертаний, и некоторые из них поддерживают огромное количество языков. Например, Pragmatica Book — один из самых многоязычных шрифтов Паратайпа, с поддержкой абхазского, армянского, вьетнамского, греческого, грузинского и церковнославянского языков.
Отличие Pragmatica Next от Pragmatica
По сравнению с Прагматикой у Прагматики Некст уменьшен контраст — он проявляется в более жирных начертаниях, оставляя регулярное визуально неконтрастным.

Межбуквенные расстояния в Прагматике Некст меньше, чем в Прагматике, поэтому шрифт выглядит немного плотнее. Оба этих отличия делают шрифт более универсальным, позволяя ему эффектно выглядеть в крупном размере.
Ещё отличается форма некоторых неалфавитных знаков, например, точка в Next не квадратная, как в оригинальной Прагматике, а круглая.
А главное отличие Прагматики Некст в том, что в ней заметно увеличен диапазон начертаний. Это 120 начертаний: 60 прямых и 60 курсивных + 2 вариативные версии!
Как использовать
Pragmatica Next универсальна, то есть её можно использовать практически везде: от крупных заголовков в айдентике до мелких текстов в интерфейсе.


Текстовые начертания не привлекают к себе лишнего внимания, они просто хорошо выглядят в наборе, в частности кириллическом.
Более жирные, светлые, узкие или широкие начертания при сохранении нейтрально-современного характера выглядят выразительно и выдерживают увеличение до любого размера.

Александра Королькова,
ведущий дизайнер Pragmatica Next:
«Pragmatica Next супер универсальна. В тексте это типичный представитель категории „как Гельветика“: она точная, но не механическая, в ней остаётся место для человечности.
Шрифт исследует тему того, насколько далеко можно зайти — становится сверх-сверх-узким, сверх-сверх-светлым, сверхшироким и сверхжирным — по жирности до степени „дальше уже совсем дичь“, по ширине „дальше уже бессмысленно“. Всё это без потери нормального человеческого вида в промежуточных состояниях.
То есть в базе Pragmatica Next — спокойная и уравновешенная, но с огромным потенциалом к изменению».


Система начертаний
В Pragmatica Next огромный диапазон начертаний. Это 60 прямых и 60 наклонных начертаний: по насыщенности от Hairline до Black и по ширине от Tight до Wide. Это многообразие объединено в два вариативных шрифта: прямой и наклонный.
Сверхсветлые, сверхжирные, сверхузкие и сверхширокие начертания нарисованы с нуля и не совпадают с самыми светлыми, узкими или жирными начертаниями исторической Прагматики.

Рисунок букв в Прагматике Некст адаптирован к интерполяции в очень широком диапазоне. Это особенно заметно в «круглых» знаках при переходе от нормальных по ширине начертаний к сверхузким: чем уже начертание, тем более выражены в нём прямые участки в буквах О, С, В и подобных.
Знаковый состав и стилистические сеты
Pragmatica Next поддерживает расширенную латиницу и расширенную кириллицу. Это все языки Западной и Центральной Европы, а ещё языки и диалекты, на которых в России преподают и ведут документооборот.
Кроме того, знаковый состав включает варианты цифр и валют, индексы, стрелки и регистрозависимые формы знаков.
Стилистические сеты. Чтобы добавить разнообразия в дизайн, можно использовать набор знаков с квадратной формой точки и стилистические альтернативы букв КкЖж и буквы а, в том числе её одночастную форму в наклонных начертаниях.
Одна из главных особенностей Pragmatica Next — встроенный микротипограф. Он автоматически убирает двойные пробелы, ставит правильные тире и кавычки и многое другое.
Представьте, вам надо быстро сверстать присланный текст, а в нём автор не заметил лишние точки, поставил не то тире и написал км2 вместо км².
Чтобы судорожно не выискивать ошибки, можно включить стилистический сет ss19 и больше не волноваться.
шрифта