Шрифтовая история и классификация: венецианская антиква

Венецианская антиква

Venetian old style serif
Шрифт Николая Иенсона из книги Vitae Imperatorum, 1471
Время появления: конец XV века
В двух словах:

Самый ранний тип антиквы и самый близкий к каллиграфии ширококонечным пером. Несимметричные формы овалов и засечек, очень разноширинные пропорции, небольшой контраст, мелкие строчные буквы и длинные выносные элементы.

Определение

Венецианская антиква — собирательное название ранних антиквенных шрифтов, в основном применявшихся венецианскими типографами конца XV века. Форма знаков основана на дуктальном принципе.

Шрифты характеризуются умеренным контрастом, мощными короткими засечками, хорошо выраженным наклоном осей овалов. Пропорции знаков довольно широкие, знаки разноширинные. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, каплевидные элементы угловатые. Засечки чуть прогнутые. Соотношение величины строчных и прописных близко к золотому сечению. В оригинальных венецианских шрифтах этого периода не было курсивов, изобретенных позже. Характерная особенность – наклонная перекладина у строчной «е».

Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты венецианского типографа и словолитчика Николая Йенсона (Nicholas Jenson, работал в 1470–80 гг.).

Примеры цифровых шрифтов
Lazurski
Leksa
Ladoga
Venetian 301
Зачем нужны?

Зачем в 2020‑х годах может понадобиться ренессансная антиква?
Хотя этому типу шрифтов пятьсот с лишним лет, он прекрасно работает в тексте. Правда, не в любом: в качестве основного шрифта, например, на новостном сайте ренессансная антиква будет выглядеть странно. А вот в издании (в том числе электронном) на историческую тему в качестве заголовочного шрифта, в красивой книге с большими полями (особенно в волшебных сказках) для основного текста, или для создания нужной атмосферы — вполне! Особенно сильное впечатление производит ренессансная антиква, если набрать пару слов прописными с очень сильной разрядкой.