Начертание, гарнитура, кегль и другие важные термины — и как их правильно использовать.
Шрифтовая терминология — немного Неуловимый Джо. Сами по себе термины и грамматические конструкции не сложные, но встречаются достаточно редко, и в популярных словарях и справочниках их может не быть.
Поэтому когда люди пишут и говорят о шрифтах, чаще всего получается «как придётся», и тема обрастает странными грамматическими конструкциями, мифами и суевериями. Давайте посмотрим на основные термины — одновременно на их значение и на нюансы использования.
Прописные буквы
В кириллице, как и в латинице и некоторых других письменностях, два регистра: прописные и строчные. Прописные, они же заглавные, — это «большие» буквы, те, с которых начинаются имена и названия.
Подводный камень: Проблема в том, что название «прописные» — совсем не очевидное. Когда далёкий от шрифта и типографики человек слышит это слово, то обычно думает, что речь идёт о буквах «как в прописях», то есть о рукописных, а это не так. Поэтому в тексте для подготовленной аудитории грамотнее использовать слово «прописные», а для неподготовленной можно «заглавные» — так выше шанс, что слово правильно поймут.
Строчные буквы
Строчные буквы так называются, потому что образуют строку. Это «маленькие» буквы — те, которые мы в основном читаем. У них больше округлых форм, чем в прописных, а ещё у части букв есть выносные элементы — значимые части буквы, которые выходят за строку вверх или вниз.
Подводный камень: Хотя в тексте строчных букв гораздо больше, чем прописных, мало кто может вспомнить их конструкцию. Попробуйте, отвернувшись от экрана, вспомнить, как выглядит буква «б» или «ф», а потом проверьте, что получилось: «б» или «Б»? «Ф» или «ф»? Поэтому если вы рисуете логотип, особенно с нуля, а не на основе готового шрифта, внимательно следите за конструкцией знаков.
Ещё подводный камень: Где стоит ударение в слове «строчные»? Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова (М. «Русский язык», 1987) допускает два варианта постановки ударения. В качестве основного варианта для слова в значении «не прописной» указан строчнОй, -Ая, -Ое, в качестве дополнительного — стрОчный, -ая, ое. Словарь трудностей русского языка для работников СМИ М. А. Штудинера (М. «Словари XXI века», 2017) разделяет слова «строчнОй»: строчнАя буква, строчнОе шитьё, строчнОе пение; и «стрОчный»: стрОчная развёртка телеизображения.
В этой статье мы приводим много примеров на шрифте Hint.
Hint — универсальный геометрический гротеск с неуловимым оттенком «тихой роскоши» и наш первый шрифт с микротипографом. Попробуйте Hint в дизайне.
Читайте также:
Микротипограф в шрифте — что это такое и как он работает
Что общего у Hint и кашемирового свитера — всё о новом геометрическом гротеске
Начертание
В современном понимании этого слова начертание — один стиль внутри шрифта. Это комплект знаков шрифта одного определённого рисунка, наклона, пропорций, контраста и насыщенности.
Когда вы выделяете текст и нажимаете I или B, или в меню выбираете между вариантами шрифта Regular, Italic или Bold, то вы как раз выбираете между начертаниями. Regular — регулярное начертание, Italic — курсив, а Bold — жирное. В шрифте может быть одно начертание, может быть несколько, а может сто (и даже больше).
Подводный камень: Люди часто пишут «начертание», когда имеют в виду процесс рисования шрифта или особенности рисунка: «начертание буквы А в этом шрифте…» В этом значении слово «начертание» использовалось в русском языке примерно до 1960-х годов, а сейчас так уже не принято. Лучше сказать «рисунок буквы А в этом шрифте».
Гарнитура
Гарнитура, или шрифтовое семейство, — шрифт из нескольких начертаний, которые объединены общим художественным замыслом. Чаще всего начертания в гарнитуре различаются по жирности и рисунку: прямому или курсивному.
Когда в шрифте больше двадцати начертаний, его уже лучше назвать шрифтовой системой. А если в одном шрифте есть начертания с засечками и без или с разным контрастом, или в разных стилях, но хорошо совместимые друг с другом, — это уже супергарнитура.
Подводный камень: Иногда в статьях или лекциях о типографике говорят, что вместо слова «шрифт» правильнее использовать слово «гарнитура», по аналогии с тем, что на английском правильнее говорить не font, а typeface. Но это не так.
Сказать «гарнитура» — это не более правильно, чем «шрифт». На самом деле это более узкое понятие: наборный шрифт с больше чем одним стилем. И если говорить о коннотациях, то слова «гарнитура» и «начертание» сейчас воспринимаются как академические и немного архаичные. Поэтому «В этой гарнитуре пять начертаний разной жирности от Regular до Black» — звучит нормально, потому что мы говорим о стилях в шрифте, а «У гарнитуры мягкий и дружелюбный характер» — уже немного занудно.
Кегль
В типографике кегль — это размер шрифта. Он измеряется не в сантиметрах или миллиметрах, а в пунктах (1 pt = 0,353 мм) или в вебе в пикселях. Самое главное, что стоит знать о кегле — он не равен высоте букв!
Кегль — это одна из традиций типографики, связанная ещё с металлическим набором, когда литеры имели прямоугольную форму с выпуклостью в виде буквы. Тогда измерить высоту самой буквы было сложно (тем более что буквы могут быть разными: прописные, строчные, с выносными элементами и без), а вот высоту прямоугольной площадки — очень легко. В таком виде литеры существовали с середины XV до середины XX века, и когда шрифты перестали быть металлическими, было уже поздно что-то менять…
Читайте также: как литеры превратились в цифровые шрифты
Подводный камень: Высота прописных букв в текстовых шрифтах чаще всего равна 70% кегля. А вот высота строчных (она ещё называется x-height) меняется от шрифта к шрифту и может различаться почти в два раза — при одинаковой высоте прописных! Это важный параметр при выборе шрифта: в практичных шрифтах для чтения в мелком размере или с большого расстояния строчные буквы крупные, а в изящных заголовочных — мелкие.
Интерлиньяж
Интерлиньяж — это расстояние от базовой линии одной строки до базовой линии следующей строки. Он может быть равен кеглю, тогда расстояние между базовыми линиями будет равно той самой неуловимой высоте кегельной площадки. По умолчанию в программах вёрстки интерлиньяж равен 120% кегля.
Подводный камень: Интерлиньяж «по умолчанию» в 120% кегля хорошо работает далеко не всегда. Это вариант для текстового набора шрифтом со средним значением высоты строчных букв и в колонке текста средней ширины (60–70 знаков в строке).
Если строка короткая, 50 знаков и меньше, то увеличения на 20% может быть многовато. Если строка длинная, 80 знаков и больше, то увеличивать интерлиньяж стоит сильнее — не на 20%, а, например, на 50% (то есть интерлиньяж будет 150% кегля).
Если строчные буквы в шрифте крупные, то для комфортного набора лучше увеличивать интерлиньяж сильнее, а если мелкие — то наоборот.
Всё это касается текстового набора небольшим кеглем. Чем крупнее текст, тем больше кажется междустрочный интервал, при том же значении в процентах. Поэтому в заголовках, особенно крупных, интерлиньяж лучше не увеличивать относительно кегля, а иногда его вообще стоит уменьшить.
Контраст
Контраст — соотношение между основными (толстыми) и соединительными (тонкими) штрихами в шрифте. Если основные и соединительные штрихи визуально одинаковые, шрифт неконтрастный; если соотношение толщины основных и соединительных штрихов меньше 2:1, то малоконтрастный; если больше, то контрастный. Если соединительные штрихи в шрифте ощутимо толще основных, это называют обратным контрастом.
Подводный камень: Распределение толщин в шрифте имеет довольно специфическую логику, а ещё во многом зависит от традиций. Поэтому, например, в большинстве случаев нельзя так просто взять и зеркально отразить N, чтобы получить И.
Неопытные дизайнеры иногда случайно меняют толстые и тонкие штрихи местами, особенно в буквах с диагоналями. На этом знании основан один из простейших тестов на качество кириллицы в шрифте: если в шрифте с нормальным контрастом (то есть не обратным, а традиционным — вертикали толстые, горизонтали тонкие) левый штрих у букв ДдЛл толстый, то в 10% случаев это сознательный троллинг, а в 90% автор не очень разбирается в кириллице…
Засечка
Засечка — это короткий, обычно перпендикулярный штрих, которым начинается и заканчивается основной штрих знака. Засечки бывают односторонними и двусторонними. Их форма может быть разнообразной: треугольной или прямоугольной, со скруглениями или без, и так далее.
В основе самого простого деления шрифтов на типы — разные комбинации контраста и засечек. Контрастный шрифт с засечками — это антиква, неконтрастный с засечками — брусковый шрифт, неконтрастный без засечек — гротеск или рубленый шрифт, контрастный без засечек — контрастный гротеск или ленточная антиква.
Подводный камень: Почему самый простой тип шрифта — без контраста и засечек — называется «гротеск»? Потому что когда-то для читателей он и выглядел гротескным, то есть странным и необычным. Первые шрифты без засечек появились в начале XIX века, и для людей того времени орнаментированные шрифты с этой картинки были совершенно обычными и привычными, а вот шрифт без засечек — непривычным.
Ещё один подводный камень связан с «ложными друзьями переводчика» в англоязычной и русскоязычной терминологии. Sans serif — это любой шрифт без засечек, по умолчанию мы переводим sans serif с английского на русский как «гротеск». Если в англоязычном тексте встречается Grotesque (или Grotesk), то это уже не любой гротеск, а напоминающий по форме шрифты без засечек XIX и начала XX века.
А самое удивительное, что если в англоязычном тексте встречается Gothic, то это… чаще всего тоже гротеск, а вовсе не готический шрифт. Gothic может быть синонимом Grotesque (например, ITC Franklin Gothic и Akzidenz Grotesk — это шрифты одного типа), а может быть и геометрическим гротеском, как Avantgarde Gothic.
Кернинг
Кернинг шрифта — это корректировка межбуквенных расстояний для конкретных сочетаний букв.
Чтобы шрифт было комфортно читать, нужно «серебро набора» — визуально одинаковые межбуквенные пробелы в строке. При проектировании шрифта автор работает сразу и с формой букв, и с промежутками между ними. Эти промежутки называются межбуквенные расстояния или апроши, а белое пространство с одной стороны буквы — полуапрош.
У прямоугольных, круглых и треугольных букв полуапроши разного размера. Если шрифт сделан хорошо, то они выставлены так, чтобы строка выглядела ровной. Например, у буквы Г правый полуапрош обычно гораздо меньше левого, чтобы уравновесить пустое пространство снизу. Однако существуют такие сочетания знаков, между которыми даже при хорошо расставленных межбуквенных расстояниях возникают «дырки».
Чтобы избавиться от дырок и выровнять ритм строки, нужен кернинг — изменение расстояний между буквами в конкретных парах знаков. Полуапроши не меняются, но когда в строке встретятся Г и А, шрифт будет знать, что их надо подвинуть ближе друг к другу.
Подводный камень: Иногда люди называют кернингом вообще всё, что связано с межбуквенными расстояниями. Например, фраза «В этом шрифте плохой кернинг» может оказаться не совсем корректной: бывает и так, что в шрифте плохо расставлены межбуквенные расстояния, а кернинга там нет совсем — ни плохого, ни хорошего.
Курсив
Курсивом называют особый (как правило, наклонный вправо) рисунок шрифта, более близкий к рукописному. Курсив обычно немного светлее и уже прямого начертания. Часто курсив используют для интонационного выделения в тексте.
В некоторых типах шрифтов, особенно в неогротесках, могут быть не курсивные, а наклонные начертания. В них конструкция знаков не меняется, а рисунок адаптируется к наклону, чтобы круглые и диагональные знаки выглядели нормально.
Подводный камень: Порой вместо «курсива» используют слово «италик». «Италик» — такая же калька с английского языка, как «колл» или «консёрн». Все всё понимают, но кто-то может почувствовать себя неловко.
Ещё подводный камень: Если вы не выбираете курсивное (или наклонное) начертание из выпадающего списка, а нажимаете на кнопку I, то программа может сделать «фальшивый курсив» — механически наклонить шрифт. В мелком размере проблемы механического наклона будут не очень заметны, а в крупном — очень, поэтому в заголовках так лучше не делать.
Бонус. Кириллический шрифт
Кириллица — это письменность, которой мы с вами пользуемся. Казалось бы, тут всё просто, но в использовании этого слова тоже нашлись подводные камни. Поэтому просто приведём пару примеров «как не надо» и их более литературные альтернативы.
Шрифт на кириллице → Кириллический шрифт / шрифт с кириллицей
Пример: Вот подборка из десяти шрифтов на кириллице → Вот подборка из десяти шрифтов с кириллицей / Вот подборка из десяти кириллических шрифтов.
Кириллическое начертание → Кириллица / кириллические знаки / кириллическая версия
Пример: Кириллические начертания этого шрифта сделала Наталья Васильева → Кириллицу для этого шрифта сделала Наталья Васильева / Кириллические знаки в этом шрифте спроектировала Наталья Васильева / Кириллическую версию этого шрифта разработала Наталья Васильева.
Кириллистический шрифт → Кириллический шрифт / кирилловский шрифт (чуть более старомодный вариант)
Пример: Не так просто найти хороший кириллистический шрифт → Не так просто найти хороший кириллический шрифт / Не так просто найти хороший кирилловский шрифт.
У нас есть глоссарий, где собраны шрифтовые термины, даже самые редкие. Там можно узнать, что такое глиф, диакритика или даже бабашка.